Наталья ПРОКШИНА | 11.08.2009 12:00:00
В последнее время в архангельских ювелирных магазинах приостановилась продажа украшений по средней цене, зато увеличился спрос на дорогостоящие изделия. Но доля таких покупателей тоже сравнительно невысока. В ювелирных магазинах борются за каждого покупателя. О том, как в условиях кризиса выживают ювелирные компании, рассказывает директор магазинов «Рубин» и «Циркон» в Архангельске Елена ДЕМАШЕВА.
- Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития ювелирного бизнеса?
- Основной тенденцией на рынке ювелирных изделий является рост спроса на украшения, прежде всего эксклюзивные. Сегодня, в условиях рыночной системы экономики, заводы соглашаются на изготовление новых, интересных моделей. И молодежь, и средний класс, и старшее поколение могут найти для себя украшение по душе. Покупатель немного устал от классических вариантов ювелирных изделий и теперь находится в поисках действительно новых художественных идей.
- А откуда в ваши магазины поступает товар?
- Мы работаем только с заводами-производителями Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Также сотрудничаем с ювелирным алмазным цехом северодвинского завода «Звездочка». Некоторые клиенты приобретают изделия только их производства. А славятся они тем, что в основном этот цех использует алмазы Севера. Для архангелогородцев это гордость.
- Как сегодня архангельские ювелирные компании борются за выживание на рынке ювелирных изделий?
- В условиях кризиса вкладывать деньги в ювелирный бизнес достаточно рискованно. Помимо того, что он требует больших финансовых вложений, необходим также большой пакет документов. Это требования охранной организации, пожарной охраны к деятельности по продаже и хранению украшений.
К тому же большинство людей отдает предпочтение тем ювелирным магазинам, где они уже что-то приобретали. Следовательно, сегодня на рынке ювелирных изделий легче выжить крупным компаниям, которые уже нашли своего покупателя. А бизнесмену-новичку потребуется долгое время на то, чтобы привлечь его к себе. А это дело затратное.
Сейчас уже столько ювелирных компаний, что на всех и покупателей не хватает. Нельзя конкретно сказать, чем вызвана такая конкуренция. Взять, к примеру, соседние города Северодвинск и Новодвинск. Там такой конкуренции нет. Каждая компания развивается сама по себе, в своем направлении, ищет своего покупателя.
Безусловно, важно то, как давно работает магазин, какую репутацию он заработал у покупателя. Зачастую люди приобретают в одном и том же магазине драгоценности для детей, потом для внуков и так далее. Начинающие в ювелирном бизнесе предприниматели думают, что это легкий труд. Но это же не тот товар, который покупается ежедневно, как еда, одежда.
В продаже драгоценностей нет сезонности, у нее есть только праздничные дни, когда люди выбирают подарки. А в остальные дни мы боремся за каждого покупателя.
- Сейчас многие ювелирные магазины объявляют значительные скидки на золото и серебро. Это как-то связано с экономическим кризисом?
- Конечно. В связи с кризисом мы вынуждены договариваться с поставщиками о предоставлении скидок покупателям. Иначе в жестких экономических условиях и в условиях конкуренции нам не выжить.
Сегодня спрос на ювелирные украшения небольшой. И в целом продажи упали. К примеру, изделия стоимостью от 3 до 10 тысяч рублей почти не покупают. Люди сегодня боятся отдавать последние деньги. В прошлом году они были хоть как-то уверены в завтрашнем дне – могли получить аванс, зарплату.
Но зато увеличилась продажа дорогостоящих изделий. Видимо, их приобретают те, у кого имеются финансовые накопления. Но их доля тоже незначительна.
Стоит также отметить, что большим спросом сегодня пользуется серебро, оно привлекает внимание своим повышенным качеством. Люди не только старшего, но и среднего возраста покупают дорогостоящее изделие из серебра с тем, чтобы передать его из поколения в поколение. Таким образом, возрождается старая традиция передачи по наследству ценного предмета.
Нередко приобретают столовое серебро – кувшины, графины, турки. Это очень хорошие подарки. Иногда эти изделия уходят и за пределы нашей страны. Многие иностранцы интересуются именно русским серебром.
- Есть ли у сегодняшнего покупателя какие-то особые предпочтения в выборе ювелирных изделий?
- Следует постоянно изучать спрос покупателя на ювелирные украшения. Например, для молодежи на первый план выходит уникальность изделия, она предпочитает эксклюзивные украшения. А люди среднего возраста, от 30 лет и выше, смело приобретают натуральные камни – алмазы, топазы, рубины.
Покупателя можно привлечь товаром, ассортиментом, качеством ювелирных изделий и ценой. Немаловажным фактором является также сервис в ювелирных магазинах. Ведь драгоценности – это то, что может храниться вечно, что станет фамильной ценностью, что будет передаваться по наследству, что составит инвестиционный запас семьи. Поэтому покупатель должен чувствовать внимательное отношение к себе и видеть перед собой грамотного человека, который может ответить на все вопросы, убедить в правильности покупки. И в этой ситуации как раз поможет компетентный продавец.