Беседовала Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 04.10.2015 06:14:14
Кризис меняет микроклимат во взаимоотношениях между управляющей компанией и арендаторами – участниками проекта развития торгово-развлекательного комплекса (ТРК). Чтобы обеспечить покупателю удачный шопинг и комфортный отдых, нужно согласовать действия. «Титан-Арена» - крупнейший ТРК, сданный в эксплуатацию в конце прошлого года - преодолел трудный старт. О стратегии развития рассказывает заместитель генерального директора компании «Титан-Девелопмент» Вадим НЕКРУШЕЦ.
– Слухи о том, что Группа компаний «Титан» построит в Архангельске торгово-развлекательный комплекс будущего, с кинотеатрами и крытым катком, ходили давным-давно – с тех самых пор, когда на перекрестке Обводного канала и улицы Воскресенской снесли ветхие деревяшки и установили высокий забор. Давайте вспомним - как родилась идея?
– Мы с вами наблюдаем вторую жизнь этого проекта. Идея возникла еще в 2004-2005 годах. Если вернуться к более ранним страницам истории нашей компании, можно проследить ее путь как первопроходца, развивающего целые направления городской экономики. Мы всегда ставили перед собой задачу создавать что-то новое, передовое – то, чего здесь никогда не было прежде. «Титан» открыл первый развлекательный центр, первый автосалон, первый в Архангельске супермаркет, первую туристическую базу… И вот созрел еще один замысел – строительство торгово-развлекательного комплекса с мировым уровнем сервиса. Тогда они были единичными даже в российских городах-миллионниках.
Более десяти лет назад мы приступили к разработке проекта, пригласив сюда исследовательскую группу компании Cushman & Wakefield, чтобы точно определить масштаб и наиболее выгодное место расположения будущего объекта. Когда выбрали участок, приступили к его оформлению и расселению людей из аварийного жилья, согласованию пакета проектной документации.
Почти все было готово к началу строительства, но приближающийся финансовый кризис 2008 года внес свои коррективы, и нам пришлось заморозить проект до начала 2012-го, когда было принято решение его возобновить. Строительство началось и было завершено в кратчайшие сроки. Техническое открытие ТРК «Титан-Арена» состоялось в конце 2014 года, а 12 апреля он уже принимал первых покупателей. Изучив спрос не только в Архангельске, но и в ближайших городах-спутниках, мы презентовали мировые бренды, многие из которых не заходят в областные центры с населением менее 500 тысяч жителей.
– Согласитесь, что презентация выпала на переломный момент. Взлетели евро и доллар, рухнул рубль, международные бренды один за другим покидали российский рынок, а публика пребывала в шоке от того, что происходит. Рисковали все. Как складывались взаимоотношения с «якорными» арендаторами?
– Мы делали ставку на долгосрочные контракты с компаниями, в портфель которых входит сразу несколько востребованных на локальном рынке брендов. Допустим, с такими флагманами европейского ритейла, как Н&M и испанская Inditex – владелец сетей Bershka, Pull and Bear, Stradivarius, Zara. Они очень скрупулезно подходят к выбору торговых центров, оценивая их по многим критериям: концепция, площадь, расположение, определенная арендная ставка… Заключив соглашение с одним таким арендатором, вы можете рассчитывать на успех следующих переговоров – по сути это «зеленый свет» на дальнейшее заполнение торговых площадей.
К нам пришли крупные игроки отечественного ритейла, присутствующие в каждом современном торговом центре: «М. Видео», «Детский мир», «Спортмастер». У них другая политика. Прочно обосновавшись в своей нише, они сдерживают натиск конкурентов, чтобы удержать позицию лидера. Благодаря широкой географии эти бренды могут сравнительно долго балансировать на грани безубыточности.
В экономической ситуации, сложившейся перед открытием, важно было выдержать разумный, обоснованный с маркетинговой точки зрения баланс: с учетом колебаний потребительского спроса, интересов всех арендаторов и спектра их предложений. К концу 2014 года мы подписали договоры, обеспечившие заполнение 80% торговых площадей.
К сожалению, политический кризис вывел из нашего проекта некоторых перспективных участников, поэтому к апрелю удалось заполнить лишь 67%. Летом мы возобновили переговоры, предложив потенциальным партнерам более лояльные условия сотрудничества, и уже чувствуется отдача: за последние два-три месяца спрос на аренду заметно возрос.
Открыт магазин Reebok, на очереди - полноформатный Adidas (кстати, в таком формате он станет вторым по счету в России). Важным для компании событием стал выход на локальный рынок одного из самых демократичных и качественных мировых брендов – шведского H&M, который мы тоже представили в полноценном формате. Именно благодаря «Титан-Арене» в регионе появился супермаркет SPAR. Несмотря на то, что первый магазин открылся на другой площадке, мы подготовили старт этой хорошей голландской сети, бизнес которой охватывает 34 страны мира.
– Думаю, это был непростой «квест» для управляющей компании — смена привычного режима работы.
– Честно говоря, ситуация поменялась кардинально. Раньше можно было построить новый торговый центр, а потом сидеть в кабинете и спокойно отвечать на предложения потенциальных арендаторов «да» или «нет». Выстраивалась очередь, у тебя были лист ожидания, время на размышление и возможность выбора. Волна кризиса разрушила стереотип. Теперь владелец торгового центра сам отправляется на встречу с арендаторами – пришло их время выбирать. Мы постоянно общаемся с ними, оцениваем выкладку товаров и квалификацию персонала, даем рекомендации, предлагаем методическую помощь. Постоянно поддерживаем прямую и обратную связь и, в свою очередь, внимательно прислушиваемся к их требованиям. «Игра в одни ворота» становится абсолютно неприемлемой.
В кризис успех торгового центра первоначально зависит от пула арендаторов и профессионализма управляющей компании, которая берет на себя большую ответственность за стратегическое развитие и продвижения комплекса в целом. Когда торговые центры открываются один за другим в столь сложной ситуации, решающую роль играют не только месторасположение и наполняемость, но и уникальные торговые предложения и атмосфера, созданная в их стенах.
– Какие изюминки индустрии развлечений заготовлены для посетителей комплекса и на какие слои населения они рассчитаны?
– Город у нас северный: летом пустеет, осенью оживает. В Архангельске до сих пор не так много мест, где можно провести весь выходной день – семьей или хорошей компанией – в холодное время года. Удовлетворение этой потребности входит в задачи торгово-развлекательного комплекса. Мы предлагаем населению не только качественные товары, но и возможность полноценно отдохнуть: совершить все необходимые покупки, включая недельный запас продуктов, посмотреть хороший фильм, сходить на каток, попить чаю или пообедать.
В декабре у нас должны открыться семь кинозалов. Скоро на площади 800 кв. метров четвертого этажа завершится оборудование игровой зоны с огромным лабиринтом, по которому можно будет вволю поползать вместе с детьми и вспомнить свое детство. На ледовой арене площадью 2000 кв. метров организованы массовые катания. У нас есть демократичный фуд-корт на четвертом этаже, который очень популярен у молодежи, кофейня IRIS на втором, а на пятом открыт ресторан «Соль и Перец» с панорамным видом на город и ледовую арену, где можно не просто провести вечер, но и посмотреть, как этажом ниже выступают на льду фигуристы.
При разработке проекта ТРК «Титан-Арена» мы ориентировались на запросы разных слоев населения. Площадь более 60 тысяч кв. метров позволяет выделить нижний, средний и высокий ценовые сегменты и разместить их таким образом, чтобы ни одна из целевых групп не почувствовала себя ущемленной.
– Какие события произойдут в ближайшее время?
– Готовимся к открытию салона BOGACHO с обширным ассортиментом предметов интерьера и мебели премиального класса, а также магазинов золотых изделий, обуви и посуды. Они будут раположены на первом этаже. Появятся новые отделы с детской одеждой и головными уборами. В общей сложности, к началу декабря мы планируем открыть порядка 15 отделов и магазинов разных направлений. Собираемся провести серию промо-акций – «Шопинг до полуночи», тематические вечеринки, модные показы, - то есть мы пришли к концепции активного маркетинга, направленного на повышение посещаемости комплекса и рост продаж.
Завершается строительный сезон. За это время мы успели устранить фактически все недочеты, допущенные подрядчиком. Приступили к благоустройству территории. Надеюсь, что в будущем около торгово-развлекательного комплекса появится еще один красивый сквер. Параллельно мы обсуждаем сценарии дальнейшего развития «Титан-Арены» как места встреч и семейного отдыха, где человек будет чувствовать себя легко и комфортно. После потрясения, связанного с кризисом, люди заново планируют свой бюджет. Сейчас они более осмотрительно тратят деньги, но не отрекаются от радостей жизни – и мы движемся им навстречу.