Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 28.11.2023 11:39:20
Одной из тем прошедшего регионального торгового форума стало развитие в Архангельской области розничных сетей. Среди трендов последних лет – активное развитие жёстких дискаунтеров. В противовес им появляется всё больше специальных магазинов. Эти и другие тенденции на форуме обсудили федеральные и местные игроки рынка.
В этом году 30‑летие отметила местная торговая сеть «Петровский», чьи магазины работают в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске.
«Мы искали те товары, которых бы не было у наших конкурентов. И первое, что начали делать, – создали собственные торговые марки. И дальше «ушли» в производство. Сегодня выпускаем четыре тонны хлебобулочных изделий в день и успешно продаём. Также мы производим кондитерские изделия, полуфабрикаты и другую продукцию», – отметил генеральный директор ТС «Петровский» Владимир ПЕТРОВСКИЙ.
Кроме того, свои торговые сети создают и местные производители. Среди них – Агрохолдинг «Белозорие», который открыл фирменные магазины «Сельский дворик».
«В первую очередь магазины предназначены для реализации собственной продукции. Но мы решили включить в проект и фермеров, которые чаще всего не могут зайти в крупные торговые сети. Не сказать, что проект идёт легко, но мы продолжаем его развитие», – рассказал заместитель генерального директора Агрохолдинга «Белозорие» Александр ГРЕЧАНЫЙ.
Зайдёт ли в Архангельск «Чижик»?
Активно в Архангельской области развиваются и федеральные игроки, среди которых – X5 GROUP.
«Наша компания последовательно развивается с запада на восток. Мы начали с европейской части России и в прошлом году подошли к Тихому океану – в Хабаровский край. Кроме того, мы приняли решение уйти от магазинов крупного формата и закрыли нашу торговую сеть «Карусель». Появился жёсткий дискаунтер «Чижик», – рассказал Алексей СОРОКИН, руководитель направления по работе с государственными органами федеральных торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик».
Отметим, что в Архангельской области есть магазины только одной торговой сети X5 GROUP.
«Пока не планируем открывать в Архангельской области магазины сети «Чижик». Нет нужных условий: определённого уровня благосостояния жителей, отсутствия серьёзного оттока населения. Должна быть инвестиционная привлекательность, законодательная база в конкретном субъекте, которая позволяет развиваться бизнесу. Добавлю, что 70% продукции в «Чижике» – товары собственной торговой марки. Это большие заказы тем местным предприятиям, которые могут производить нужные нам товары и поставлять их в сети», – пояснил Алексей Сорокин.
Не менее динамичен в своём развитии и «Магнит», который присутствует на территории Архангельской области уже 13 лет.
«Первый магазин был открыт в Архангельске в 2010 году. На данный момент у нас 313 торговых точек всех форматов, самый популярных из них – «у дома». Таких магазинов 207, – сообщила руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами Семьи магазинов «Магнит» Мария МУСИХИНА (г. Москва). – План на 2023 год – открыть 12 торговых точек в Архангельской области, причём не только магазины «Магнит» или «Магнит косметик», но и три дискаунтера «Моя цена».
С акцентом на местное
По данным исследований, около 60% россиян хотят покупать местные товары. Это подтверждает и повышение спроса на фермерскую продукцию. Под этот тренд подстраиваются продуктовые ритейлеры.
«На полках наших магазинов местные товары отмечены специальными топперами, чтобы покупатели, зайдя в «Магнит», видели региональных производителей. Сегодня в пуле поставщиков 38 компаний, в том числе Агрохолдинг «Белозорие», «АрхангельскХлеб», «Северодвинск-Молоко», Красноборский маслозавод», – уточнила представитель «Магнита».
Также X5 GROUP развивает работу с местными производителями, и особенно с фермерами.
«Мы участвуем в проекте «Фермерский островок», в рамках которого выделяем небольшую площадь в магазине, где сосредоточена исключительно фермерская продукция. Здесь представлены товары, которых нет в основной матрице. При этом стараемся не допускать большого пересечения по ассортименту и взаимовыгодно использовать трафик, который уже сложился в сети. Два года реализации проекта показали его успешность, однако есть сложности, которые необходимо учитывать. В Архангельской области в этом вопросе мы пока на стадии переговоров», – уточнил Алексей Сорокин.
Когда появится свой «Фермерский островок»?
Напомним, что проект «Фермерский островок» реализуется Корпорацией МСП в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» совместно с руководством регионов и представителями крупных торговых сетей. Речь идёт об открытии небольших «магазинов в магазине», куда все товары поступают напрямую от производителей, минуя посредников.
«На данный момент организованы уже 62 «Фермерских островка» в 29 регионах России. Большая их часть появилась на базе магазинов «Пятёрочка», – рассказала на форуме ведущий методолог дирекции развития кооперационных цепочек субъектов МСП АО «Корпорация «МСП» Елена ДРЕВАЛЕВА. – В Архангельской области уже определён оператор «Фермерского островка». Им стал Агрохолдинг «Белозорие». Проект будет реализован на площадке «Ленты». Ожидается, что «островок» начнёт свою работу уже к концу 2023 года».
Помимо этого проекта, у малых местных производителей есть и другие возможности попасть на полки магазинов федеральных сетей.
«Корпорация МСП разработала сервис производственной кооперации и сбыта, он доступен на сайте мсп.рф. На этом ресурсе предприниматели могут получить поддержку со сбытом продукции. Заключены соглашения о взаимодействии с 10 крупнейшими ритейлерами страны, – отметила Елена Александровна. – Также на сайте размещена информация о потребностях торговых сетей в определённой продукции, на что могут откликнуться местные производители. Например, по Архангельской области размещены семь запросов: пять от «Магнита» – на «борщевой набор», яблоки, муку, рыбу и два от «Метро» – на куриные и перепелиные яйца».
Кроме того, на ресурсе есть реестр поставщиков продуктов питания, к которому часто обращаются предприятия сегмента HoReCa. Словом, создаётся всё больше возможностей для малых производителей по реализации их продукции.