ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Как развиваются торговые площади в Архангельске?


Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 28.01.2020 15:18:34
Как развиваются торговые площади в Архангельске?

Архангельск и Калининград обогнали Санкт-Петербург по уровню обеспеченности торгово-развлекательными центрами. К такому выводу пришла консалтинговая компания Knight Frank, которая проанализировала позиции торговой недвижимости в основных городах Северо-Западного федерального округа. О том, как трансформируется этот рынок в Архангельске, мы поговорили с заместителем гендиректора по арендно-имущественным отношениям компании «Титан-Девелопмент» Вадимом НЕКРУШЦОМ (на фото).


Вадим Вячеславович, в Архангельске достаточно много торговых площадей. Как себя чувствуют в условиях определенного перенасыщения рынка наши девелоперы?

– Да, действительно, перенасыщение чувствуется. Появилось много торгово-развлекательных комплексов нового формата: «Европарк», «Макси», «Соломбала Молл», «Титан Арена», «Сафари», «Рио». Пока торговый центр строится, уже меняется рынок, потребности, и нужно под это подстраиваться. 

У ряда сетей есть расчеты собственной окупаемости, рентабельности продаж на душу населения. Они изначально понимают, сколько магазинов могут открыть в городе с населением 350 тысяч человек. Поэтому когда появляется новый торговый центр, возникает вопрос: чем его наполнять? Сегодня недостаточно только продавать товары, нужно еще предоставлять различного рода услуги. Залог успеха любого торгового центра – уникальные предложения, понимание того, что нужно населению.

tc_arh.jpg

Сейчас большинство площадей находится в аренде, их становится больше, и при этом увеличивается число незанятых торговых площадок. Такая тенденция наблюдается не только в продуктовом ритейле, нелегко приходится магазинам одежды и обуви, даже авторынки пустеют. На мой взгляд, перенасыщение отражается на качестве услуг, предоставляемых населению: в последнее время оно ухудшается. Конечно, идет борьба за покупателей, сказывается нестабильная ситуация в экономике, влияющая на многие факторы, в том числе, и на уровень жизни людей.  Имеет большое значение и расположение населенного пункта. Архангельск – это не транзитный город, тупиковый, поэтому привлечь сюда торговые сети не так просто.

–  Торговые площади конкурируют за покупателей. В чем секреты успеха?

– В первую очередь, нужно контролировать работу своей торговой площадки. Грамотно подбирать арендаторов. При наполнении торгового центра важно понимать, какой магазин создаст условия, которые привлекут больший трафик, удовлетворят потребности населения в том или ином направлении.  Нужно понимать, какие магазины нужны, какие сделают хорошую посещаемость именно в этом торговом центре. На торговых площадках в крупных городах половина арендаторов – одни и те же отделы. 

nekrushec2.jpg

Приходя в торговый центр, человек должен испытывать эмоции. И здесь важно все: интерьер, краски, музыкальное сопровождение, запахи, поведение других покупателей.

В сфере услуг многое зависит от продавцов. Люди возвращаются в отдел, торговый центр, где с ними хорошо обошлись. Если менеджеру удалось подобрать хорошую команду, воспитать и обучить ее так, чтобы она смогла обеспечить комфорт и хорошее настроение посетителям, – это один из залогов успеха.


Покупатель приходит за эмоциями.
Приходя в торговый центр, человек
должен испытывать эмоции.
 И здесь важно все...

В торговых центрах имеют значение даже мелочи. Театр начинается с вешалки, а ТЦ – с входа: в каком он состоянии, как убирается, как выглядит охрана и администратор. Конечно, запущенность ничего хорошего не дает. Главное – понимать, что покупателю должно быть приятно. А комфорт создается чистотой, культурой обслуживания, сервисом – качеством предоставления услуг. И круче коммуникации, чем сарафанное радио, еще не придумано! Люди делятся своими эмоциями от посещения тех или иных торговых площадок и этим привлекают новых посетителей. А голосуют покупатели, как известно, рублем.

– Как вы думаете, что будет со старыми торговыми площадками? Например, магазином «Светлана» и подобными точками. Какое у них будущее?

– Я думаю, эти площадки сохранятся. Они просуществуют еще некоторое время, пока не сменятся поколения или собственники не перепрофилируют эти площадки под другие направления, которые дадут более высокую доходность. Хотя чувствуется, что сейчас происходит откат назад. 

Снижается покупательная способность. Даже молодежь сейчас меньше зациклена на одежде, больше средств тратит на комфорт. Одеваться исключительно в дорогие брендовые вещи готовы далеко не все. Такие форматы, как «Светлана», продолжают работать. И рыночные площади расширяются, пользуются спросом! Преимущественно, у старшего поколения. Там тоже есть хорошие вещи. На торгово-развлекательные площадки нового типа эти продавцы не пойдут, потому что там выше стоимость аренды. Так что свою нишу они заняли.


Появляются люди, которые в шутку
называют себя «акционерами»:
они покупают товары только
с цветными ценниками, 
ориентируясь на акции. 

С момента планирования до непосредственного открытия торговой точки происходят различные процессы, которые не всегда возможно предусмотреть. 

В Архангельске закредитованность населения и снижение покупательной способности сказываются не только на непродовольственном ритейле, но и на продуктовом. Появляются люди, которые в шутку называют себя «акционерами»: они покупают товары только с цветными ценниками,  ориентируясь на акции. Заметно на примере магазинов «Союз». Их отличает невысокая стоимость товаров, а бабушек и дедушек, которые еле-еле живут на свою пенсию, интересует прежде всего это. Молодежь и люди среднего возраста обращают внимание и на другие аспекты: качество, наличие выбора.

- Насколько успешно, на ваш взгляд, в Архангельске уживаются местные и федеральные торговые сети?

- По моему мнению, местным достаточно сложно конкурировать с федеральными сетями, не все себе это могут позволить. У нас  достаточно комфортно чувствует «Магнит», но он работает в основном в формате «магазин у дома». Тенденции же таковы, что один из самых востребованных форматов – супермаркет. В этом сегменте хорошо развиваются сети «Макси» и «Петровский». Сложно отдать кому-то предпочтение, так как и та, и другая достойно выглядят в данном формате. 


У людей должен быть выбор,
 чтобы не брать только
 то, что навязывают. 


Торговая сеть «Петровский» местная. Насколько мне известно, она имеет хорошую финансовую составляющую и малую закредитованность — как  некоторые крупные федеральные сети. Не хотелось, чтобы и она ушла с рынка. У людей должен быть выбор, чтобы не брать только то, что навязывают. Но с кредитами бывают и обратные процессы, когда из-за больших долгов с рынка уходят крупные ритейлеры. Подобное мы увидели на примере магазинов SPAR.

– Можете подробнее рассказать о ситуации со SPARами? Сначала шла речь о закрытии магазинов, но, как мы видим, две точки  продолжили работу.

– В прошлом году стало ясно, что крупный ритейлер ООО «ТД Интерторг» испытывает серьезные финансовые сложности. Именно его магазины SPAR работали в Архангельске и Мирном, и они начали закрываться. Естественно, мы занялись поиском другого продуктового магазина для «Титан Арены». Но в итоге удалось связаться с руководством «Интерторга». От него мы и узнали, что в Архангельске происходит уступка прав от «ТД «Интерторг» местной компании «Один» с сохранением условий договора аренды. На это мы дали свое согласие. Насколько нам известно, сотрудники этой фирмы имели отношение к «ДиАлу» и магазинам «Кошелек». 


По информации на сегодняшний
день, в городе SPARы останутся
в ТРК «Титан Арена» и «Европарк».


Из-за новогодних праздников у новых владельцев супермаркетов произошла задержка с переоформлением договоров поставки, поэтому не получилось сразу обеспечить полное наполнение магазина товарами. Сейчас процесс налаживается. По информации на сегодняшний день, в городе SPARы останутся в ТРК «Титан Арена» и «Европарк».

– Как вы считаете, кто займет освободившиеся площади?

– Вряд ли наш ритейл, в том числе и продуктовые сети - «Макси», «Петровский» или северодвинский «Гарант» и другие - будут бездумно заходить на пустые или освобождающиеся площади. В конечном счете, все зависит от предложений и от того, насколько это выгодно им и арендаторам. И не всегда их выгода совпадает с выгодой арендодателя, нашей, потому что нельзя забывать о таком понятии, как себестоимость квадратного метра.

Возможно, некоторые площади «зависнут» и арендодателю придется пересмотреть концепцию, переформатировать их под другое направление или совершенно новые, которых пока нет в городе. В целом же все зависит от потребностей. В 2019 году ситуация для предпринимателей была сложной, а в 2020-м, скорее всего, будет еще сложнее. Лично я не верю в серьезный прорыв. Чувствуется, что бизнес на пределе:  снижается покупательная способность, вводятся новые налоги, штрихкодирование, маркировка. Административные расходы растут.

– Ну а положительные моменты все-таки есть?

– Есть, но при условии, что ты стараешься и делаешь свое дело хорошо. Если учитывать тенденции, потребности населения, прислушиваться к людям и работать для них, все получится. Нужно оказывать качественные услуги, «воспитывать» покупателей. Откат назад недопустим, надо идти вперед, приспосабливаться к новым условиям. И вполне допускаю, что в этом году мы увидим новые направления и новые магазины.





Возврат к списку

Ваше мнение


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5