Ирина ФОКИНА. Фото Алексея Попова (г. Северодвинск), Алексея Липницкого, Артёма Ботыгина и Андрея Овчинникова | 14.07.2017 23:24:39
Организация культурных фестивалей, тематика которых интересна большому количеству людей, – хороший способ быстро зарабатывать деньги, масштабироваться и создавать целую индустрию развлечений. Так утверждают многие специалисты этой сферы бизнеса. Но на деле все оказывается иначе. Крупнейшие фестивали Архангельской области, ставшие ее брендами, проводятся либо государственными учреждениями, зависимыми от бюджетного финансирования, которое часто урезается, либо некоммерческими организациями, едва сводящими концы с концами, либо частными предприятиями, для которых фестиваль – не ради денег, а ради идеи.
Организаторы большинства крупных фестивалей Архангельской области сходятся во мнении, что эта сфера культуры в регионе развита. Другой вопрос, что на достаточно высоком уровне ее поддерживает не рентабельность проектов и не щедрая государственная помощь, а энтузиазм самих создателей, готовых идти на риск и работать в ноль за идею.
Самый дешёвый в мире фестиваль
Весной художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор ПАНОВ заявил, что этот год может стать последним для «Европейской весны» и Международного фестиваля уличных театров. Причина – в ежегодно уменьшающемся финансировании. По его словам, фестиваль «Европейская весна» в 2017 году лишился трети бюджета, в связи с чем театру пришлось вложить в него все заработанные на тот момент на спектаклях средства, так как выступления приглашенных артистов уже поздно было отменять – переговоры с ними велись еще за три года до этого.
«На фестиваль уличных театров область нам дала 4 млн рублей, на эти деньги можно привезти всего три театра, – рассказал Виктор Панов. – Банк «Открытие» дал в два раза больше. Мы добиваемся некоторых коллективов по пять лет. И тут нескольким вынуждены были отказать, это стыдно, у них же график. У нас самый дешевый в мире фестиваль! В прошлом году его общий бюджет составил около 21 млн рублей. Для сравнения: «Караван мира» у Славы Полунина – под миллиард, Ночь театров в Барселоне – 39 млн евро, а заработали они, кстати, 70 млн».
Виктор Панов считает, что заработать на Международном фестивале уличных театров не составляет труда, но никто в области не умеет этого делать. Худрук молодежного театра приводит в пример Авиньонский фестиваль, который проходит в небольшом французском городе, но знаменит на весь мир. По его мнению, если область хочет получать доход от фестивалей, правительство должно заниматься их продвижением за пределами региона: ситуацию с дефицитом бюджета на культурные события могут исправить несколько тысяч туристов в год.
Заход полярного солнца
По совпадению, организатор «Тайболы» Илья КУЗУБОВ заявил, что этим летом прошел, скорее всего, последний фестиваль, даже несмотря на то, что вход на него был платным и доходы от мероприятия возросли.
«Платный вход наилучшим образом отразился на фестивале, – пояснил он. – Обосновано это тем, что нужно затыкать бюджетные дыры. Раньше мы не могли позволить себе «скорую помощь» и ЧОП. Кроме того, мы смогли привезти артистов из-за границы, Роки Леона, например. Если сравнить заявленный ценник с предоставленным объемом услуг, то это, считай, по-прежнему бесплатный фестиваль. На такой же в других регионах входной билет стоит 1,5-5 тыс. рублей. Если мы когда-нибудь еще будем проводить «Тайболу», она будет с платным входом. Это хороший способ отсечь нецелевую аудиторию. Количество неадекватных на фестивале уменьшилось в разы. Мне кажется, 80-90% гостей были те самые семейные люди 25-35 лет, на которых мы и рассчитывали».
Но если бы организаторы «Тайболы» сделали ставку только на билеты, они бы оказались в полном проигрыше, утверждает Илья Кузубов. Общий бюджет фестиваля составляет около 3 млн руб., и треть этих денег нужна еще задолго до начала мероприятия. Не спасли бы даже три выигранных областных гранта, потому что два из них поступили на счет НКО, когда фестиваль уже начался.
.
По словам Ильи Кузубова, финансовые результаты фестиваля «Тайбола. Восход полярного солнца 2017» еще неизвестны, но есть надежда, что организаторы выйдут в ноль и не останутся должны спонсорам.
«Этот фестиваль никогда не делался ради выручки, – рассказывает Илья Кузубов. – Четыре года подряд мы его делали без входных билетов, только на гранты и спонсорские деньги. «Тайбола» – это, в первую очередь, культурно-просветительский и социальный проект. Я делаю ставку не на привоз знаменитостей, а на то, чтобы показать богатство культуры Архангельской области. У меня жесткая позиция, что это последний фестиваль: без хорошего финансирования, в том числе со стороны области, проводить его снова невозможно, даже учитывая огромный волонтерский труд – 500 человек, которые работали с нами за еду и идею. Если все это монетизировать, то стоимость фестиваля возрастет в два раза».
Дебет с кредитом не сходится
По мнению Ильи Кузубова, Архангельская область – не самый подходящий для фестивального бизнеса регион: активной публики мало, собрать ее сложно, угодить ее вкусам еще сложнее.
Даже джазовые фестивали в Архангельске, российской «столице» этой музыки, переживают не самые хорошие времена. По словам Тима ДОРОФЕЕВА, организатора «Дней джаза Владимира Резицкого», сегодня о рентабельности не может идти речи, потому что бюджет, который складывается из областной, городской и спонсорской поддержки, не соответствует заданной планке международного события.
«Джаз – это всемирно признанный вид искусства, в него нужно вкладываться, чтобы прививать культуру обществу, – рассказал Тим Дорофеев. – У нас на это обращают внимание по остаточному принципу, но это ошибка. Нужно больше общаться с властью, взаимодействовать на перспективу, которая заложена в этих фестивалях. И, конечно, разговаривать с бизнесом, со спонсорами, которые сейчас сложнее идут на поддержку».
Организатор и главный судья спортивного фестиваля бездорожья «МоторФест» Артур ЗАВЕРНИН уверен, что не только в Архангельской области, но и вообще в России невозможно сделать рентабельным фестиваль, популяризирующий автомотоспорт. Соревнования прошли уже дважды, и каждый раз доходы с расходами не сходились.
«Наш фестиваль никогда не будет рентабельным, – утверждает Артур Завернин. –Подготовить машину – это очень дорого, поэтому брать с человека большие деньги за участие в соревновании, чтобы заработать самим, – верх кощунства. А спонсоры сейчас тяжело идут навстречу, потому что у всех кризис. Нам нужна поддержка власти, потому что в следующем году мы будем заявляться на Кубок ДОСААФ России, победители должны ехать в Москву на соревнования, а у нас нет денег на это».
Филармония в миниатюре
Особняком в индустрии фестивалей области стоят мероприятия, организаторы которых еще не пробовали откусить от пирога областного бюджета. Директор клуба «Колесо» Александр МЕЗЕНЦЕВ, 23 года подряд организующий музыкальный фестиваль «Беломор-Буги», не собирается этого делать. По его словам, за все время он ни разу не получил помощи от государства, несмотря на то, что привозил в Архангельск десятки групп из разных городов и стран. Весь бюджет мероприятия складывается из спонсорской помощи и выручки от билетов, но, по словам организатора, цели заработать денег он перед собой никогда не ставил.
По мнению Александра Мезенцева, нет ничего проще, как попросить у власти денег, чтобы организовать культурное событие. Но фестивальная сфера должна работать иначе. Проекты должны появляться из-под пера людей, которые сами заинтересованы их тематикой, и проходить проверку мнением общества: если фестиваль окупился кассой, значит, он нужен.
«Давайте мы весь бюджет «распилим» на несколько фестивалей, тогда можно будет такие чудеса устраивать! – выразил свое мнение Александр Мезенцев. – Дайте любому человеку денег, и он проведет фестиваль без проблем. А на пустом месте попробуйте что-нибудь сделать. Поэтому я не понимаю организаторов, которые жалуются, что им урезали бюджет. К тому же если ты получаешь деньги налогоплательщиков, ты обязан сделать фестиваль общедоступным, чтобы до него могли добраться не только те, у кого есть машина. А вот, например, Поморская филармония возит артистов за счет государства. Клуб «Колесо» – это филармония в миниатюре, в прошлом году у нас было порядка 280 концертов, но разве кто-то пытается нас поддержать? В Норвегии такие клубы имеют ежегодные дотации, чтобы покрывать расходы на приглашенных музыкантов».
Скованность культурой
Самым масштабным из независимых от государственных дотаций считается фестиваль под открытым небом «Мост», который в 2017 году посетило около 5 тыс. человек. По словам Натальи ЩУКИНОЙ, директора event-агентства «О2», организующего это музыкальное событие, вначале весь доход мероприятия получали от продажи билетов, но за четыре года сформировался бренд, благодаря которому стало возможным продавать на территории фестиваля места под торговые точки и рекламу.
Но едва ли бизнес на создании фестивалей может показаться привлекательным для тех, кто не болеет идеей, считает Наталья Щукина. Огромный риск связан с совершенно субъективными и независящими от предпринимателя причинами: погодой, согласовательными процедурами или настроением публики.
«Фестивальный бизнес – это сложное занятие, на котором можно заработать, а можно улететь в минус, – рассуждает Наталья Щукина. – В прошлом году «Мост» посетило более 7 тыс. человек. В 2017-м мы сделали акцент на более молодые группы, более серьезный подход к инфраструктуре и бытовым условиям фестиваля, но ожидаемого количества зрителей не получили. Думаю, в следующем году мы будем так же поддерживать молодых исполнителей, но пробовать другие форматы для привлечения более обширной аудитории, следуя примеру фестиваля «Нашествие»».
Бюджет «Моста» составляет порядка 7 млн руб., часть этих денег ежегодно уходит на создание фестивальной инфраструктуры, которая в последующем используется на других мероприятиях, например на фестивалях «Формула29», «Urban Challenge» и «Тайбола».
«Если мы поймем, что значит скованность культурой, – заключил художественный руководитель молодежного театра Виктор Панов, – мы придем к ответу на вопрос, почему нужны фестиваль Тима Дорофеева, «Европейская весна», «Тайбола»… На это дело тратиться надо, не жалея».