Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 19.05.2012 04:56:55
В Гостиных дворах бизнес у себя дома — такую мысль руководство Архангельского краеведческого музея всеми доступными способами пытается донести до коммерческих организаций региона. И дело не только в историческом предназначении этих зданий. После реставрации часть помещений Гостиных дворов уже готова для проведения бизнес-мероприятий. Причем многие услуги музея бесплатны для партнеров.
Для поднятия, мягко говоря, «упавшего интереса» краеведческий музей готовит серьезные перестановки. Предполагается, что в выставочной части Гостиных дворов со временем разместится все, что касается истории региона и Архангельска с основания города до ХХ века. Сюда же, скорее всего, «переедет» обновленная экспозиция о флоре и фауне области (помним-помним: чучело белого медведя, челюсть кита...). Кроме того, Гостиные дворы станут местом проведения выставок, посвященных флоту и Арктике. Помещения музея на площади Ленина рассматриваются как территория экспозиций на сравнительно современную тематику.
Свежий вид Гостиных дворов, как видно, располагает к партнерской помощи: по словам директора Архангельского краеведческого музея Надежды ПОДОПЛЁКИНОЙ, бизнес уже активно участвует в организации новых выставок, пусть пока и временных.
«Фонды музея находятся на балансе Министерства культуры РФ. Нам есть что показать, но прежде всего любую экспозицию мы обязаны обезопасить. Подключение каждой витрины к специализированной охранной системе, к примеру, стоит порядка 20 тысяч рублей. Отрадно, что в Архангельске нашлись охранные фирмы, готовые бесплатно обеспечить требуемый уровень защиты, — рассказывает Надежда Подоплекина. — Другой пример: «Архстрой» — одна из подрядных организаций, проводивших в Гостиных дворах реставрационные работы, — «уходя», подарила музею технику для уборки паркета и ухода за брусчаткой у зданий, чтобы мы могли поддерживать созданное в том числе и их трудом».
К новым проектам музея подключились также «Ростелеком», ИПП «Правда Севера», группа «Медиа-эксперт», подтягиваются туроператоры.
«Ростелеком», к примеру, помог установить веб-камеры для удаленного участия в престижных выставках, проходящих в Москве», — продолжает директор музея.
Сейчас первостепенная задача — реставрация предметов, хранящихся в запасниках, чтобы шутка «все о них говорят, но никто не видел», перестала быть актуальной. Когда этот процесс наберет обороты, придет черед создания постоянной экспозиции.
«Мы формируем предложения для меценатов по реставрации конкретных объектов, предметов на совершенно разные суммы — от нескольких тысяч рублей. Представители любой компании, предприниматели или просто частные лица могут прийти к нам и посмотреть исторические справки, иллюстрации, финансовые наметки», — поясняет Надежда Подоплёкина.
В ведении краеведческого музея находится еще один символ эпохи — Новодвинская крепость. После стольких лет разговоров о ее восстановлении с трудом верится, что первые экскурсии для туристов состоятся уже в июне этого года. Правда, в районе крепости все так же отсутствует пристань, а прежде чем отправлять туда последние оставшиеся в Архангельске пассажирские теплоходы («Москва» и «Н. В. Гоголь»), нужны промеры глубин и разведка навигационной обстановки.
Цена вопроса не так велика, как кажется. Чтобы в течение лета в Новодвинскую крепость из Архангельска регулярно ходил прогулочный теплоход, требуется порядка 880 тысяч рублей (имеются в виду подготовительные работы), что вполне посильно для крупного предприятия при содействии органов власти и администрации порта.
Есть на что обратить внимание и меценатам от малого и среднего бизнеса. История крепости глазами участников событий частично сохранилась в документах. Их могут увидеть все, но восстановление записей стоит в среднем 15 тысяч рублей «за лист»: таковы расценки московских реставраторов, а своих в Архангельске практически нет.
«Мы пока только «запускаем» Гостиные дворы: требуется большое количество мебели, оргтехники. Еще нет, как видите, даже информационных аншлагов и указателей на входе и в залах, — отмечает директор музея. — Со своей стороны, принимая партнеров, мы с удовольствием проводим для них бесплатные экскурсии, предоставляем помещения для конференций и семинаров, выставок-продаж. Уже готовятся совместные мероприятия с САФУ, издательством «Правда Севера». Деловой площадкой заинтересовались, в частности, консалтинговые фирмы, компания «Тele2».
Пожалуй, самый известный Биржевой зал Гостиных дворов скоро закроется на небольшую реконструкцию. Предполагается, что к концу лета это будет большой «парадно-присутственный» зал областного уровня, где можно проводить вручения государственных, отраслевых и корпоративных наград.
«Сейчас мы создаем попечительский совет Архангельского краеведческого музея для того, чтобы привлечь к нашим планам и бизнес, и общественность. Нам очень приятно уже сегодня видеть среди своих друзей творческих людей — Дмитрия Трубина и других известных архангельских художников, музыкантов. В галереях Гостиных дворов уже звучит саксофон, оживают мольберты... Мы стараемся взять лучшее из европейского опыта: музей — это не просто место, где люди в тишине склоняются над витринами, музей должен жить», — добавляет Надежда Подоплёкина.
Попечительский совет музея с XIX века и до советских времен обычно возглавлял губернатор, и Игорь ОРЛОВ согласился вернуться к этой традиции. К слову, радующий взгляд вид реставрированной Русской слободы несколько обманчив: две трети работ в Гостиных дворах еще впереди.