Илья ЛЕОНЮК. Фото предоставлено ГАУ АО «Инвестсельстрой» и Алексея Липницкого | 13.05.2022 16:29:26
Одна из главных визитных карточек Архангельска — железнодорожный вокзал — давно нуждается в реконструкции. Устаревшая инфраструктура у основного здания, хаотичная парковка рядом с ним, разнотипные ларьки и павильоны, нераздельные потоки общественного транспорта, личных автомобилей и такси — неполный список того, что должно измениться после реализации проекта, который 12 мая представили общественности.
В 2023 году начнется реконструкция главного здания вокзала. Наряду с его перестройкой предусмотрено благоустройство привокзальной площади. Здесь планируется упорядочить движение транспорта, создать комфортную зону ожидания для пассажиров, провести озеленение территории и реорганизовать парковку.
Согласно конкурсной документации, планировочное решение должно предусматривать транзитный пешеходный переход через внутреннюю часть кольцевого перекрестка улицы Воскресенской и проспекта Дзержинского, а также переход от остановки общественного транспорта к зданию железнодорожного вокзала, «защищенный от атмосферных осадков», то есть крытый.
Вокруг церкви появится небольшая площадь с малыми архитектурными формами и пешеходные дорожки.
Разработкой дизайн-проекта и проектно-сметной документации на капитальный ремонт привокзальной площади, названной в честь 60-летия Октября, занимается победитель торговых процедур - ГАУ АО «Инвестсельстрой». На суд общественников подрядчик представил три варианта благоустройства площади, они отличаются деталями.
В основе концепции лежит идея превращения площади перед вокзалом в сквер для комфортного ожидания поезда и других видов транспорта. Поэтому главные изменения территории перед самим вокзалом будут касаться ее функционала. Рядом с парковкой появятся навесы для ожидания такси. Широкую проезжую часть кольцевой развязки планируется сузить до двух полос в соответствии с ГОСТом. Главное изменение — перенос остановочного комплекса.
«Мы «разводим» маршрутный транспорт с любым другим легковым, с потоком пешеходов. Планируемое озеленение практически не затронет существующие насаждения. А элементы уличной инфраструктуры - мебель, скамейки, освещение — будут выполнены в одном стиле с тем, который был использован для благоустройства другого участка этого пространства в 2020 году. Провести время до отправления поезда можно будет не только на территории напротив вокзала, но и на зеленом островке у церкви Новомучеников и Исповедников земли архангельской. Территория будет благоустроена, появятся пешеходные дорожки, освещение и малые архитектурные формы. Кроме того, эта зона будет увеличена за счет уменьшения проезжей части», - подчеркнул директор ГАУ АО «Инвестсельстрой» Виктор ПРУПЕС.
Парковка перед вокзалом сегодня используется не совсем по назначению, хотя количество мест там соответствует всем нормам и правилам. Более 50% припаркованных машин - это транспортные средства частных лиц, предположительно жильцов соседних домов или тех, кто уехал на несколько дней в командировку. Фактически парковка превратилась в стоянку, что в условиях транспортного узла недопустимо. Решением проблемы станет установка шлагбаумов. Расположенная слева от здания вокзала парковка немного увеличится, однако время стоянки там будет ограничено по аналогии с парковкой у аэропорта. А ожидать такси пассажиры смогут под крытым навесом, рядом с выходом с перрона. Правая стоянка останется за общественным транспортом. Именно там и будет находиться павильон ожидания автобусов.
Концепция площади перед вокзалом вызвала живой интерес среди активных горожан: на встречу с создателями проекта пришло более двух десятков неравнодушных жителей Архангельска. На презентации началась дискуссия, была возможность получить ответы на возникшие вопросы. Многих смутила ликвидация пешеходных переходов: попасть на «островок», где стоит церковь, можно будет только от вокзала, иначе придется идти вкруговую. Однако анализ потока пешеходов, сделанный проектировщиками, говорит о том, что в течение часа здесь в среднем проходит не более 20 человек. Кроме того, существующие «зебры» являются достаточно небезопасными и явно требуют изменений.
Рациональные замечания и предложения, прозвучавшие на презентации, будут учтены, доработаны и включены в проект. Окончательный его вариант разработчики должны представить не позднее сентября этого года.