ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 18 декабря, 2024 18:17

Рекультивация свалок на Бревеннике неожиданно привела к всплеску социальной напряжённости


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА, Илья ЛЕОНЮК. Фото авторов | 28.10.2024 08:30:15
Рекультивация свалок на Бревеннике неожиданно привела к всплеску социальной напряжённости

Остров Бревенник, относящийся к территории Архангельска, вновь в центре внимания: в СМИ и соцсетях появилось множество фото и видео с возмущёнными местными жителями, разбитыми большегрузами дорогами, застревающими в колеях автобусами и машинами «скорой». Всплеск социальной напряжённости вызвал, в общем‑то, нужный и важный процесс рекультивации двух несанкционированных свалок. «Побочных эффектов» оказалось столько, что главе города и заместителю председателя правительства области пришлось срочно объясняться с людьми…


Что сейчас происходит на Бревеннике и что говорит подрядчик – об этом «Бизнес-класс» узнал на месте событий.

На остров мы переправились на машине через паромную переправу между 14‑м лесозаводом и Маймаксанским лесным портом, чтобы попытаться проехать там, где это ещё возможно. Первую остановку сделали в школе № 54 – сейчас она на Бревеннике единственная. Именно здесь на прошлой неделе случился инцидент, напрямую связанный с дорогой, которую разбили занятые на рекультивации свалок большегрузы: ребята из той части острова, где находятся 23‑й и 24‑й лесозаводы, не смогли приехать на уроки. Не добрались из этого микрорайона до школы и учителя. Часть занятий в тот день пришлось проводить дистанционно.

brevennik_pereprava.jpg

В разговоре с педагогами выяснилось, что большинство жителей Бревенника вообще не в курсе, кто сейчас работает на свалках, что конкретно там делают и сколько это продлится. Напомним кратко суть происходящего.

Дел на миллиард

В 2022 году Архангельская область стала победителем конкурса, прошедшего в рамках проекта «Чистая страна». Наш регион получил финансирование на ликвидацию пяти несанкционированных свалок: четырёх в границах Архангельска (по одной на Хабарке и Кегострове и две на Бревеннике) и одной в Няндоме.

«На островах в основном находятся старые отходы лесопиления, на которые после закрытия заводов начали сыпать уже весь мусор подряд – около 800 тысяч кубов там этого «добра». А в Няндоме – крупная несанкционированная свалка бытовых отходов, – сообщал в одном из недавних интервью заместитель председателя Правительства Архангельской области Игорь МУРАЕВ. – Объём финансирования рекультивации – почти 1,4 млрд рублей».

Контракт на архангельские объекты достался красноярскому ООО «Геосинтетика» («ГЕОС»), он был заключён 9 марта 2023 года со сроком исполнения до 27 декабря 2024‑го. Однако в апреле этого года контракт расторгли по решению заказчика. Уточним, что им является ГБУ АО «Центр природопользования и охраны окружающей среды», учредителем которого значится министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области. Как сообщил заказчик, подрядчик нарушал сроки и не выполнил часть работ.

brevennik_svalka_2.jpg

Новым подрядчиком в июле стало московское ООО «Унистрой». Оставшиеся работы на островах Бревенник и Хабарка оценили в 1,1 млрд рублей, а на Кегострове – в 132 миллиона. Тогда сообщалось, что техническая рекультивация свалок должна завершиться до 25 октября, а биологическая – до 19 ноября 2024 года. Сейчас в Единой информационной системе в сфере закупок по этому контракту указаны другие строки. В частности, последний этап работ продлится до конца января 2025 года. Забегая вперёд, отметим, что так говорят и представители нового подрядчика.

Немало времени было потеряно из-за смены компаний. И, судя по всему, «Унистрой» сейчас пытается его наверстать. По словам жителей Бревенника, большегрузные машины ходят по улицам острова практически круглосуточно.

«Отсюда столько слухов»

Улиц на Бревеннике не так много, и, в отличие от центра города, альтернативы им нет – ни для машин, ни для пешеходов. А Проезжая улица, ведущая, в том числе, к школе, магазинам, медпункту и переправе, стала непроезжей. Нанесён ущерб и другим улицам, связывающим свалки и причалы. Построенные более 60 лет назад гравийки, которые десятки лет не видели ремонта, просто рассыпались под натиском большегрузной техники подрядчика.

Это уже официально подтверждено собственником дороги – администрацией Архангельска: «Дорога пострадала в результате доставки материалов, необходимых для работ по рекультивации», – поясняется на официальном сайте муниципалитета.

brevennik_bus1.jpgКак рассказали педагоги, это привело к перебоям в работе единственного рейсового автобуса № 18. А водители школьных автобусов – их три, так как учеников более двухсот, а школа на острове, повторимся, одна – ещё больше обеспокоены вопросами безопасности. Именно это не позволило им везти по разбитой дороге детей в день вынужденной «дистанционки».

«Пришли на остановку, а автобусы не ходят. Накануне один школьный автобус застрял, застрял и рейсовый. На следующий день водители просто отказались ехать. Потом дорогу немного разровняли, и мы как‑то прорвались. Но такая ситуация в любой день может повториться», – считают педагоги.

Что интересно, состояние дорог не устраивает и самих водителей большегрузов. Они говорят: по документам здесь должен быть асфальт.

«Большегрузы переломали и плиты у котельной. Думаю, с доставкой топлива туда проблемы тоже есть. Я разговаривал с водителями самосвалов рекультиваторов, им работодатель говорит: не нравится – уходите, других наймём», – рассказал водитель школьного автобуса Константин ЛАТУХИН.

«По сути, на Бревенник просто нагнали техники и начали работать, никто нам предварительно ничего не объяснил – ни администрация Маймаксанского округа, ни администрация города. Отсюда столько слухов. Одни говорят, что на Бревеннике построят мусороперерабатывающий завод, другие – что у нас будет огромный мусорный полигон и второй Шиес… Возможно, если бы нас внятно и вовремя проинформировали, что свалку засыпают и на этом всё, такой социальной напряжённости не возникло бы», – считают учителя.

«Без дорог нас оставят»

После посещения школы мы поехали на свалку в районе Маймаксанского лесного порта. Машину, правда, вскоре пришлось оставить: маленькая «Киа Рио» едва не застряла в грязи и глубоких колеях. К слову, на подступах к свалке и на самой территории мы обнаружили привезённые и уложенные подрядчиком дорожные бетонные плиты, которых там отродясь не было.

Подходя к будочке дежурного, догнали группу местных жителей. Оказалось, что в этот день утром им обещали встречу с представителями ООО «Унистрой» на территории бывшего лесозавода, однако от компании никто не пришёл. Тогда они решили отправиться на объект. Все мы беспрепятственно вышли на полигон, где работает большегрузная техника марок МАЗ, Mercedes, Volvo, Shacman и других. Идёт подготовка площадки для размещения накопленных отходов. По проекту рекультивации их здесь около 140 тысяч кубометров, ещё 240 тысяч «кубов» – на несанкционированной свалке в районе посёлка 23‑го лесозавода. По крайней мере, так указано в документах к контракту.

brevennik_svalka.jpg

Наталья ТЮРИКОВА, Николай КУКЛИН и другие жители Бревенника рассказали о том, что заставило их действовать активно – бить тревогу в соцсетях и СМИ, обращаться к городским властям и в правоохранительные органы.

«Машины ездят и день и ночь, спать стало невозможно. Иногда создают видимость, что ровняют дорогу, но на самом деле только раскатывают грязь. На следующий же день всё повторяется заново. Мы понимаем, что контракт на миллиард, но они нас без дорог совсем оставят. Свалки рекультивируют, а всё остальное развалят окончательно», – считают жители Бревенника.

И это только часть беды. Почти весь жилой фонд Бревенника – старые деревянные дома, которые ощутимо реагируют на постоянное движение большегрузов. Ещё одна наша собеседница, Валентина Анатольевна, показала фотографии, сделанные на днях в её квартире в деревянном доме на улице Юнг ВМФ: от вибрации лопнуло оконное стекло.

«Дома вместе с мебелью ходят ходуном, они и так еле-еле стоят на сваях, многие из них аварийные. Конечно, мы очень боимся», – пояснила Наталья Тюрикова.

Всё это местные жители описали в обращении в правоохранительные органы, подписи под ним собирали в двух продуктовых магазинах посёлка 23‑го лесозавода. Вместе с дачниками обращение поддержали сотни человек. Не исключают они и крайние меры – пикеты и перекрытие дорог.

«А что ещё останется, если наши обращения не получат ответной реакции? Мы перекроем дорогу. Говорю это, зная, что вы записываете на камеру и диктофон. Похоже, до нас никому дела нет», – добавил Николай Куклин.

«Мы будем делать, как нам надо»

Неожиданно на объект приехали представители ООО «Унистрой» из Москвы и субподрядчика – ООО «Эко-Технологии» из Саратова. Беседа продолжалась ещё примерно час, и если максимально убрать излишне эмоциональные слова и выражения, получится примерно следующее. Подрядчик активно выполняет контракт, не сильно интересуясь бедами местных жителей, но на контакт с ними всё же идёт. Однако видит ситуацию, разумеется, совсем иначе.

Формально знаков, которые запрещали бы движение большегрузных машин по дорогам общего пользования, на Бревеннике нет. Завоз материалов (песка, глины, щебня и пр.) продолжится ещё около недели, а сами работы – до конца января. Дороги, с точки зрения подрядчика, по мере возможности выравниваются. «Мы вам дорогу испортили, мы вам её и починим», – заявил представитель ООО «Эко-Технологии», но тут же добавил, что ремонт дорог общего пользования контрактом не предусмотрен.

Перевезти нужный объём материалов можно только тяжёлыми машинами. К слову, масса одного такого транспортного средства может составлять более 15 тонн, плюс загрузка – 20 тонн и больше. На двух объектах на Бревеннике, со слов подрядчиков, сейчас более 20 машин: это бульдозеры, катки, экскаваторы, самосвалы. И каждый из них делает десятки рейсов в день.

«Мы восстановим дороги – по крайней мере, сделаем всё, что в наших силах, – заверил представитель ООО «Унистрой» Иннокентий ЛАВЛИНСКИЙ. – Может, кто‑то из ваших дорожников сделает, а мы заплатим – я пока не знаю, как всё будет. Сейчас нам надо выполнять контракт. Для нашей компании это не первый подобный проект. В Архангельской области мы делаем все пять объектов – здесь, на Хабарке, Кегострове и в Няндоме. Поверьте, контроль есть: камера, установленная на полигоне, выдаёт картинку в онлайн- режиме напрямую Игорю Мураеву. И сам он приезжал. Сейчас нам необходимо подготовить площадку, уже почти сделана песчаная подушка, защитный вал, на песок ляжет гидроизоляция, и только потом мы сможем разместить здесь старый мусор. Поверх него уложим ещё один слой гидроизоляции. Фильтрат будет собираться через дренаж. Предусмотрена пассивная дегазация. По итогу вы увидите просто зелёную полянку. Всё очень цивилизованно».

«А с нами можно было поступить цивилизованно? – задали вопрос жители Бревенника – По-человечески подойти к этим вопросам? Восстановите дороги хотя бы до того состояния, как было. Сделайте это, и будем спокойно работать дальше».

brevennik_oct24_1.jpg

…В самом начале этого разговора представитель субподрядчика с ходу заявил, что «это охраняемая территория федерального проекта» и местные жители не имеют законного права не ней находиться. То есть он – сотрудник компании, приехавшей на несколько месяцев работы, имеет, а люди, всю жизнь прожившие на Бревеннике и столкнувшиеся с такими проблемами, – нет. Вспоминается один из самых известных героев Булгакова – профессор Преображенский: «Где у Карла Маркса сказано, что 2‑й подъезд нашего дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через чёрный двор?». Так вот: где в федеральном проекте «Чистая страна», проходящем в рамках нацпроекта «Экология», значится, что для рекультивации свалки можно лишить большую территорию нормального транспортного сообщения?

Остаётся надеяться, что это был последний разговор местных жителей и сотрудников подрядных организаций на повышенных тонах: в минувшую субботу должна была состояться встреча населения Бревенника, представителей ООО «Унистрой», администрации города и депутатов.

Официальные комментарии

Почти сразу после инцидента в бревенниковской школе заместитель председателя Правительства Архангельской области Игорь Мураев выступил на телевидении.

«Это очень сложный проект, технические решения предполагают полную изоляцию накопленных отходов от влияния на окружающую среду. Поэтому там так много техники. После окончания работ вся инфраструктура, которая в той или иной мере пострадала, будет приведена в нормативное состояние», – заверил Игорь Геннадьевич.

Песок и другие материалы хотели завезти до осенних дождей, но из-за смены генподрядчика не успели. Игорь Мураев также уверен, что «Унистрой» занимается текущим приведением дорог в порядок.

«Планируем, что в ближайшее время все материалы будут завезены. Если погода не позволит, проработаем альтернативные варианты», – добавил зампред областного правительства.

Прокомментировал ситуацию и глава Архангельска Дмитрий МОРЕВ.

«Подрядчику поставлена задача организовать твёрдое основание дороги на повреждённых участках, общая протяжённость которых составляет около 400 метров. По моему поручению профильный департамент оказывает содействие в поиске материалов, с материковой части будут доставлены плиты. На встрече с жителями Бревенника представитель подрядчика ещё раз подтвердил: после завершения рекультивации компания восстановит и даже улучшит первоначальное состояние дороги», – подчеркнул Дмитрий Александрович.

Любопытно, что подразумевается под «альтернативными вариантами»? На буксире плиты не завезти. Вертолётом тоже. Однако, по информации подрядчика, восстановление дороги начнётся уже на этой неделе.

Как все эти заверения будут реализованы – непонятно. На носу распутица, потом заморозки… А что будет весной, когда всё растает, жителям Бревенника страшно даже подумать. Прогнозы самые негативные: зимой подрядчик закончит работы, получит деньги и уедет из Архангельска. Восстановление повреждённых дорог, напомним, контрактом не предусмотрено. Добиться этого или выплаты компенсации можно будет только через суд.

…Улицу Проезжую на легковой машине мы так и не преодолели. Прошли пешком, застревая по колено, в резиновых сапогах.

brevennik_oct24.jpg

P.S. Встреча, назначенная на 26 октября, состоялась: к жителям Бревенника приехали прокурор города Архангельска Антон ФИЛИМОНОВ, депутат Архангельского областного Собрания Дмитрий СЕМУШИН, заместитель главы Архангельска по инфраструктурному развитию Александр МАЙОРОВ, глава Маймаксанского округа Андрей ХИЛЕ, депутат Архангельской городской Думы Владислав ВИРИВСКИЙ, представители подрядчика и субподрядчика.

Как сообщил Антон Филимонов, обращения горожан в прокуратуре города приняты и отрабатываются. Начались проверки с выездом на место. Нарушения закона установлены. Уже приняты меры прокурорского реагирования — они адресованы администрации Архангельска как собственнику дорог. Городские власти вправе обратиться к заказчику и исполнителям контракта.

Также по инициативе прокуратуры совместно с главой города Дмитрием Моревым рассматриваются иные пути транспортировки материалов на рекультивируемые свалки, чтобы минимизировать вред от движения большегрузного транспорта. Варианты есть.

Представители подрядчика вновь заявили, что восстановят дороги от улицы Юнг ВМФ до посёлка лесобиржи №19, по улицам Герцена и Производственной. Местным жителям предложено создать инициативную группу, чтобы контролировать выполнение этих обещаний. Скорее всего, её возглавит Николай Куклин.

Если компании не сделают обещанного, информация уйдёт напрямую региональному министерству природных ресурсов и ЛПК (заказчику), представитель которого присутствовал на встрече и заявил, что штрафы будут выписываться независимо от количества нарушений со стороны подрядчика.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей