Александра ЗВЕРЕВА | 24.08.2012 06:17:52
Лицом бренда является логотип. Но часто он появляется по капризу хозяина, благодаря чему городские пейзажи пестрят аляповатыми вывесками, и нередко новый «креативный» бренд безмерно раздражает прохожих. По пути создания логотипа каждый идет своей дорогой: кто-то решает обратиться к профессионалам или выбирает историческую преемственность, другие прислушиваются к мнению «широкой» общественности: проводят социологический опрос или же полагаются на свой субъективный вкус.
В этом году на рекламных баннерах на улицах российских городов появилось несколько новых логотипов. В частности, один из крупнейших операторов связи России ОАО «Ростелеком» представило новую айдентику бренда — сине-оранжевое ухо, и слоган — «Больше возможностей». По сообщению пресс-службы Архангельского филиала «Ростелекома», данный проект уникален по масштабам (над ним работало более 30 специалистов) и срокам реализации (менее года).
Московская школа управления «Сколково» тоже не так давно выбрала свой логотип. По словам директора по развитию школы Ирины ПРОХОРОВОЙ, решение было принято не сразу. Изначально прорыв школы в самых разных аспектах хотели проиллюстрировать в виде ракеты. Однако окончательный выбор был сделан после социологического опроса, который показал, что «ньютоновское» яблоко – самый запоминающийся и подходящий образ.
Этим летом в Архангельске появился новый ресторан «Терраса», соответственно руководство сразу взялось за создание фирменного стиля заведения, органично вписав в него и логотип.
«Самое важное – продуманная и взвешенная концепция заведения. Только затем мы приступили к проработке дизайна интерьера, обозначить задачи для дизайнера, разрабатывающего фирменный стиль (брендбук) для вывески, меню и других рекламных носителей. Будущая «Терраса» должна создавать атмосферу непринужденного отдыха на побережье, на площади в центре Европы, там, где ты можешь легко и в комфорте находиться среди приятной тебе толпы. В задании к логотипу главными критериями выступали эстетика, лаконичность и простота, но все же хотелось добавить фирменный элемент, который отображал бы характер заведения. К чьему мнению прислушивались? Однозначно – к мнению дизайнеров. Когда был принят базовый логотип, мы добавили птичку, которая присела на нашем лого, и ей здесь стало комфортно. На мой взгляд, самое важное – выверенный концепт. Когда ты в нем уверен, все лишнее отсекается легко», – рассказала управляющая архангельским фьюжн-кафе «Терраса» Светлана КОРНИЦКАЯ.
Государственные учреждения не отстают от последних маркетинговых трендов и идут по своему пути формирования имиджевой политики. В частности, идет разработка логотипов институтов Северного Арктического федерального университета. Руководство САФУ выбрало свою тактику – обратилось к профессионалам, которые занимаются разработкой «фирменных» знаков институтов, а окончательное решение будет приниматься по итогам социологического опроса. Так, университет проводит анкетирование среди студентов, абитуриентов и горожан. В нем уже приняло участие более сотни человек. В сентябре у 17 институтов федерального вуза появится свои логотипы. Кроме того, по сходной технологии университет выбирает и свой талисман: конкурс идей был объявлен в мае этого года. Такое решение навеяно успешным опытом зарубежных вузов, в талисманах которых засветились Дональд Дак, кенгуру Зигги и прочие существа.
Однако нередко руководители компаний опираются лишь на свой субъективный вкус и отказываются от советов дизайнеров.
«Часто внешняя лаконичность и простота воспринимается заказчиком как что-то недоделанное или произведенное наспех, но за этим стоит выверенная длительная работа, которая учитывает разные проблемы формообразований. Поэтому восприятие логотипов людьми, не имеющими художественного или другого подготовительного для этого образования, часто не совпадает с дизайнерским видением», – считает художник-дизайнер Александр КОПЕИН.
Тем не менее, по данным социологических опросов, логотипы, основанные на личном мнении, чаще остаются незамеченными в окружении ярких конкурентов или же осмеянными потенциальными покупателями, партнерами.
Основными показателями успешного логотипа эксперты называют простоту, запоминаемость, читабельность. Выявить эти характеристики лучше всего сможет опрос общественности и мнение профессионалов.
Еще одним важным показателем является сочетаемость логотипа не только с миссией, идеологией организации, но и с окружающей действительностью. Нужно брать в расчет, где будет использоваться логотип и для каких целей.
«Простой читабельный логотип – это быстрое узнавание, привыкание. Логотип должен быть прост к исполнению во всех жанрах: полиграфии, рельефе, скульптуре, пластике и других корпоративных объектах. Успешные логотипы – те, которые легко вписываются в современные компьютерные технологии!» – считает художник Сергей СЮХИН.
Разработка логотипа – процесс творческий и не сиюминутный. И заниматься этим должны специалисты – художники, дизайнеры. Однако, как считает исполнительный директор Jay Abraham School of Business Growth Олег ПАВЛОВ, порой заказчики воспринимают работу профессионалов уж если не в штыки, то весьма и весьма настороженно. «Особенно отрицательно относятся к тому, чего не понимают, – к абстрактному. У каждого свое понимание красоты. Критерий «мне нравится, поэтому это красиво» не есть истина. Красота субъективна. Каждый видит то, что есть в нем самом, и не видит того, чего в нем самом нет. Главная функция логотипа – быть неповторимым. Содержание ему придает фирма, которая за ним стоит. Он нужен для того, чтобы человек в течение одной-двух секунд, взглянув на логотип, смог определить, о какой фирме идет речь», – говорит Павлов.
Для любого руководителя очень важно вовремя осознать значимость именно профессионального дизайн-логотипа. Логотип, фирменный стиль – составная часть бренда, от позиционирования которого во многом зависит успех бизнеса.