Андрей САХАРОВ. Фото: Артем Ботыгин | 26.06.2015 09:41:42
В Архангельске состоялись общественные слушания по вопросу эксплуатации причалов Красной пристани, которые находятся в оперативном управлении спортклуба «Водник». Как оказалось, это только пролог к кропотливой работе по созданию на этой территории рекреационной зоны с историко-культурной составляющей. Об этом заявила министр по делам молодежи и спорту региона Елена ДОЦЕНКО.
Объявление о проведении общественных слушаний вызвало закономерный вопрос: «А какое отношение к судьбе Красной пристани имеет «Водник»?
Как следует из объяснений Елены Доценко, в правительстве области положительно оценивают работу менеджмента ГАУ СК «Водник» и надеются, что клуб будет эффективно управлять Красной пристанью, выгодно сдавая ее в аренду. Кроме того, у «Водника», по замыслу чиновников, появляется маневр для воплощения некоторых коммерческих инициатив, призванных повысить окупаемость клуба. Ведь на стадионе «Труд», например, закон запрещает продавать пиво под маркой «Водник». На Красной пристани это вполне возможно. Другое дело — как это организовать...
И все же главным вопросом слушаний, которые обычные горожане, как всегда, проигнорировали, стало обсуждение будущего этого значимого исторического уголка Архангельска.
Как напомнил директор Центра поддержки творческих индустрий «Футурист» Василий ЛАРИОНОВ, именно от Красной пристани (сегодня это причалы №98, 100, 101, 109, расположенные между улицами Воскресенская и Карла Либкнехта) во все времена начинались экспедиции по изучению арктических просторов.
До революции 1917 года причалы и холм напротив (вся земля между памятником Петру I и обелиском «Жертвам интервенции») именовались Соборная пристань и Петровский сквер. Последний, естественно, был посвящен памяти первого императора России. Тогда в сквере стояли домик Петра и «беседка Грина», построенная на средства губернатора Николая Голицына. Интересно, что деньги на нее он дал, возмутившись жутким состоянием этой территории: у города и тогда не было средств, чтобы содержать ее в порядке. Названием беседка обзавелась с подачи известного историка, краеведа Ксении Гемп: она настаивала на том, что классик русской литературы Александр Грин именно здесь обдумывал свои будущие произведения во время ссылки в Архангельск. К слову, беседка располагалась как раз на месте незаконно открытой в этот летний сезон шашлычной...
В «Футуристе» считают, что возможны три варианта использования причалов и сквера. Самый дешевый — просто «облагородить» их отдельными элементами и объектами: детскими площадками, фонтанами, киосками.
Самый неопределенный вариант - рассматривать территорию как составляющую единой набережной Северной Двины от улицы Урицкого до улицы Гагарина. Однако, как заметил представитель «Футуриста» Евгений ТЕНЕТОВ, такого проекта пока не существует (перед последними выборами мэра Архангельска команда действующего градоначальника Виктора Павленко заявляла что-то подобное: проект предусматривал террасное строительство к реке с разграничителями-бульварами, но, как водится, выборы прошли, и все забылось).
«Футурист» настаивает на претворении в жизнь третьего варианта - создании тематической зоны с условным названием «Морской мемориал».
«Подход к развитию Красной пристани и бывшего Петровского сквера должен быть комплексным — это мировой тренд, - отметил Василий Ларионов. - Причем мы против «омузеивания» территории. Близкий нашим представлениям историко-культурный проект уже воплощается в претендующем на статус родины русского флота Воронеже — на Петровском острове. Там не только на словах, а на деле борются за закрепление этого статуса. Воронежский проект предполагает строительство деревянного острога, ремесленных мастерских, точек питания и т. д. Мы предлагаем установить на Красной пристани копии «беседки Грина» и «царского домика». Есть архитекторы, готовые приступить к работе. Стыд и позор, что это место с советских времен находится в неухоженном состоянии».
Подход «Футуриста» поддерживает областное правительство. В то же время чиновники считают, что причалы надо использовать и по прямому назначению. На данный момент они годны только для приема и отстоя малых судов и дебаркадеров. Чтобы там швартовались туристические лайнеры, необходимо провести дорогостоящие гидротехнические работы, решить вопрос с функционированием пункта таможенного и пограничного контроля.
По предварительным подсчетам СК «Водник», расходы на приведение причалов и причальной линии в порядок превысят 10 млн рублей. Эти затраты клуб рассчитывает возложить на будущих арендаторов. Понятно, что на самом деле работы обойдутся куда дороже. И в частности, стоящий у Красной пристани дебаркадер-ресторан «Аквамарин» в одиночку такие обязательства явно не потянет.
Кроме того, прежде чем взяться за создание «Морского мемориала», необходимо заручиться согласием мэрии Архангельска на передачу территории сквера области и провести это решение через городскую Думу. А еще под землей находятся полувоенные коммуникации, которые сегодня вроде бы состоят на балансе МЧС. По идее, их предварительно тоже надо переоформить в распоряжение правительства региона. И уж после всего этого разрабатывать условия и объявлять конкурс на архитектурно-ландшафтный проект с заданной концепцией, искать деньги на его воплощение. Мелким арендаторам такое не по карману, а крупных инвесторов сегодня привлечь слишком сложно...
«Пока мы говорим лишь об использовании линии причалов и готовы услышать, что могут с пользой для себя и горожан сделать на ней потенциальные арендаторы, - пояснила Елена Доценко. - В конкурсную документацию внесем изменения с прицелом на будущее развитие Красной пристани и с возможностью расторжения договоров в случае нежелания арендаторов учитывать проектные требования. Если не найдем инвесторов, никто не мешает нам самим вкладываться в развитие территории. В данный момент важнее всего знать, что горожане хотят на ней видеть. Предприниматели, проявляющие интерес к торгам, должны понимать общественное значение этой части набережной. Будут учтены все конструктивные предложения в отношении Красной пристани».
Присутствовавший на слушаниях владелец ресторана «Аквамарин» Леонид МЕДВЕДЕВ возражений по поводу озвученных планов власти и креативного центра не высказал. Срок по договору аренды причала у него вот-вот заканчивается, однако предприниматель cобирается участвовать в уже объявленных торгах, чтобы сохранить за собой место еще на пять лет.
«Этот участок не должен быть только музеем. Белые ночи в Архангельске «оправдывают» мрачные зимние дни, летом люди тянутся к воде, чтобы отдохнуть, - согласился с позицией «Футуриста» Леонид Медведев. - Надеюсь, что в документации к конкурсу возможные изменения будут отражены юридически грамотно».