Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото из архива редакции | 27.03.2023 13:28:41
В Архангельской области продолжается Год экологии. Весьма символично, что именно в 2023‑м должно начаться строительство первого мусоросортировочного комплекса под Коряжмой. Недавно Главгосэкспертиза одобрила проект будущего МСК. Однако начало возведения ещё двух объектов пока под вопросом.
В «зелёный» год правительство региона намерено активно заниматься просвещением, акциями, конференциями – то есть всячески продвигать экологическую тематику. На это направление выделено несколько миллионов рублей. Как заявил в марте на заседании профильной комиссии Общественной палаты Архангельской области замминистра природных ресурсов и ЛПК Кирилл ШАПОВАЛОВ, главная задача – продемонстрировать, что уже сделано за предыдущие годы.
«Мы приняли участие в нескольких федеральных проектах для получения финансирования. В отличие от большинства регионов, правильно подготовили документы и победили в этих конкурсах, – подчеркнул заместитель министра. – Федерация оказала нам содействие в создании новой инфраструктуры – опорного объекта. Уже привлечены деньги на создание одного из трёх комплексов. И это не плановые работы, а результат инициативы губернатора и работы правительства».
Сортировка или переработка?
Первый комплекс обработки и утилизации ТКО появится в Котласском районе. Его построят под Коряжмой – у села Черемушское рядом с существующим полигоном. Комплекс предназначен для приёмки отходов из Коряжмы, Котласа, Котласского, Вилегодского и Верхнетоемского округов, Ленского и Красноборского районов.
На объекте будет производиться полуавтоматическая сортировка ТКО на двух линиях и одной линии для предварительно отсортированных отходов, компостирование органики, накопление и вывоз «хвостов» на существующий полигон. В официальных сообщениях правительства этот комплекс называют «мусороперерабатывающим», однако, изучив проект будущего объекта, мы всё же склонны называть его мусоросортировочным.
Комплекс под Коряжмой построят по концессионному соглашению. Самый большой финансовый вклад в его создание вносит федеральный бюджет – около 1,3 млрд рублей.
Подрядчика на его строительство определили сравнительно недавно. Заказчиком выступил Архангельский экологический оператор. Единственным участником торгов стало ООО «СЗСМЭУ» (г. Санкт-Петербург). В заявке компания указала начальную цену контракта – 1 млрд 621 млн рублей. Однако сведения о заключении договора с этой строительной фирмой пока отсутствуют (на 24 марта. – Прим. ред.). Хотя ранее гендиректор Российского экологического оператора Денис БУЦАЕВ во время встречи с губернатором Архангельской области Александром ЦЫБУЛЬСКИМ заявлял, что выход на стройку в Котласском округе ожидается уже в марте.
Два объекта без дотаций
Комплекс под Коряжмой должен быть готов до конца 2024 года. К этому же сроку в Поморье собираются построить ещё два аналогичных объекта обращения с ТКО – в районе Няндомы и в Холмогорском округе (для Архангельской агломерации, хотя пока конкретное место не определено). Как отметил Кирилл Шаповалов, по ним готовится проектно-сметная документация.
Концессионные соглашения по этим двум объектам уже заключены, определён и суммарный объём вложений из всех источников: 1,4 млрд рублей на няндомский, и 2,8 млрд – на холмогорский МСК. Однако в этом году Архангельская область не может претендовать на получение федеральных дотаций на их строительство: уровень расчётной бюджетной обеспеченности субъекта не соответствует установленным требованиям. А без государственных средств реализация проектов едва ли возможна.
Успеют ли их возвести до конца 2024 года? Вопрос остаётся открытым. Очевидно одно: без создания опорных объектов полноценная настройка реформы в сфере обращения с ТКО невозможна. Особенно критична ситуация с МСК для агломерации: его нужно успеть построить до вывода из эксплуатации свалок Архангельска и Северодвинска – до 2025 года.
А что со старыми свалками?
На исходе мощность многих других полигонов в Архангельской области. Об этом говорят и представители регионального минприроды, и общественники – региональный штаб Общероссийского народного фронта.
«Почти все полигоны не отвечают требованиям действующего природоохранного законодательства, а во многих муниципальных образованиях их вообще нет. Другая проблема – объекты, введённые в эксплуатацию до 2019 года, документация на которые просто отсутствует. И зачастую у муниципалитетов не получается легализовать их», – рассказала сопредседатель регионального штаба ОНФ Айман ТЮКИНА.
Сохраняется и проблема с несанкционированными свалкам. В прошлом году регион получил федеральные средства на ликвидацию (рекультивацию) пяти: четыре находятся в границах Архангельска – по одной на Хабарке и Кегострове и две на Бревеннике, одна в границах Няндомы.
«Объём финансирования – 1,3 млрд рублей. Именно в такую сумму Федерация оценила ликвидацию всего пяти несанкционированных свалок. А их у нас 700, и все около населённых пунктов», – добавил Кирилл Шаповалов.
Контейнеры вперёд комплекса
С появлением трёх МСК связывают и дальнейшее развитие в регионе системы раздельного сбора отходов. Примечательно, что до их строительства Архангельскую область буквально заполонили контейнеры для раздельного сбора отходов, приобретённые на федеральные средства. Они «пачками» поступают в наш регион, но распределяются неравномерно: в основном между Архангельском, Северодвинском, Новодвинском и Приморским районом.
Дело в том, что контейнеры необходимо ставить на площадки, которые включены в реестр – а таких в регионе мало, особенно в отдалённых районах и округах Архангельской области. Многие площадки даже невозможно включить в этот реестр. Но самое главное – на местах отсутствуют предприятия, занимающиеся сортировкой отходов.
В Архангельске славные традиции РСО зародились во многом благодаря работе АМПК. Однако у него и регоператора не получилось выйти на взаимовыгодные условия сотрудничества. Комбинат свернул свою программу раздельного сбора отходов. Ему на смену пришёл АМСК, который принадлежит частной компании – ООО «Дампстер». Однако к его работе сложилось неоднозначное отношение как у жителей, так и у экоактивистов. К примеру, широко обсуждались случаи, когда содержимое зелёных (общих) и синих (РСО-шных) контейнеров просто сгружали в одну машину. А это уж точно не прибавляет уверенности в развитии раздельного сбора отходов. Больше похоже на имитацию.
Проблем в сфере обращения с ТКО действительно много, но о них не говорят широко. Громче речи про полученное федеральное финансирование, амбициозные планы и проекты. Но Год экологии уж точно не для пиара (его хватает и во все другие, «незелёные» годы), а для объединения ресурсов в борьбе с главным врагом экологии – мусором.