Николай НЕКРАСОВ, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» | 20.09.2018 23:43:55
Относительно недавно Конституционный суд РФ своим постановлением от 30.11.2016 г. №27-П пояснил, что взносы в ПФ РФ с ИП, применяющих общий режим налогообложения и получивших доход более 300 тысяч рублей в год, должны уплачиваться с разницы между полученными доходами и понесенными расходами, хотя многие годы они платили 1% исходя из доходов, превышающих эту сумму. Чуть позже Верховный суд РФ распространил это условие также и на ИП, применяющих упрощенный режим налогообложения (доходы минус расходы). Однако, как говорится, недолго музыка играла…
Относительно недавно Конституционный суд РФ своим постановлением от 30.11.2016 г. №27-П пояснил, что взносы в ПФ РФ с ИП, применяющих общий режим налогообложения и получивших доход более 300 тысяч рублей в год, должны уплачиваться с разницы между полученными доходами и понесенными расходами, хотя многие годы они платили 1% исходя из доходов, превышающих эту сумму. Чуть позже Верховный суд РФ распространил это условие также и на ИП, применяющих упрощенный режим налогообложения (доходы минус расходы). Однако, как говорится, недолго музыка играла… поскольку начиная с 01.01.2017г. в связи с очередным изменением законодательства из-за перехода администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда РФ под контроль налоговых органов ситуация изменилась, и сегодня ИП, применяющие общий режим налогообложения и получившие доход более 300 тысяч рублей в год, должны уплачивать взнос 1% с разницы между полученными доходами и понесенными расходами (т.е. позиция КС РФ в обновленном законе была учтена), а вот ИП, применяющие упрощенный режим налогообложения (доходы минус расходы), как и прежде, должны уплачивать взнос 1% с доходов без учета понесенных ими расходов (т.е. позиция ВС РФ в обновленном законе уже не была учтена). Как это произошло? Как попытаться отстоять свои права в этом вопросе?
Постановлением от 30.11.2016 г. № 27-П Конституционный суд РФ постановил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212 ФЗ (старый закон о страховых взносах) и ст. 227 НК РФ (глава, посвященная налогу НДФЛ) в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (сокращенно ОПС), подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ (обратите внимание, что КС РФ говорил только о налоге НДФЛ), не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему смыслу они предполагают, что для данной цели доход предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В резолютивной части этого постановления КС РФ №27-П сказано, что оно окончательное, обжалованию не подлежит, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. То есть со дня вступления его в силу (30.11.2016) для всех без исключения лиц (налогоплательщиков, контролирующих органов, арбитров) позиция, изложенная в постановлении КС РФ №27 П, обязательна для применения.
Таким образом, после вступления в силу обозначенного постановления КС РФ все ИП вправе не только определять размер страховых взносов подобным образом (то есть использовать указанный в нем способ определения дохода за 2016 год), но и вернуть суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Также, в развитие этого вопроса, определением уже Верховного суда РФ от 18.04.2017 г. №304-КГ16-16937 была закреплена возможность применения этой позиции, изложенной в постановлении КС РФ №27-П, не только к ИП, находящимся на общем режиме налогообложения, но, что очень важно, и к налогоплательщикам – ИП, применяющим УСН «доходы минус расходы».
А судебная практика еще пришла к осознанию, что выводы, сделанные в постановлении КС РФ №27-П, распространяются на предшествующие периоды до даты выхода в свет этого постановления, т.е. на период 2014 – 2016 годов, так как в своем постановлении КС РФ №27-П суд не признавал положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ, а лишь установил настоящий (правильный) конституционно-правовой смысл этих статей.
Особо следует отметить, что КС РФ не стал менять действовавшие в то время правовые нормы законодательства и сохранил их в силе, он лишь дал толкование этих норм в их взаимосвязи. В связи с этим постановление КС РФ №27-П содержит лишь толкование положений законодательства, улучшающее положение плательщиков страховых взносов. Именно поэтому его действие распространяется не только на те периоды, которые следуют за опубликованием этого постановления КС РФ, но в том числе на правоотношения, возникшие до его принятия КС РФ.
Однако после 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, перенесены в текст Налогового кодекса РФ. Поэтому сейчас страховые взносы исчисляются предпринимателями по правилам, установленным уже не законом №212-ФЗ, а Налоговым кодексом РФ.
В силу ст. 430 НК РФ, если у предпринимателя нет наемных работников, то размер страховых взносов, уплачиваемых в ПФ РФ, напрямую зависит от величины дохода, полученного предпринимателем за год. При этом статьей 430 НК РФ установлен порядок определения базы для исчисления страховых взносов плательщиками, не производящими выплат физическим лицам. В п. 9 названной статьи определено, что в целях расчета фиксированного размера взносов доход предпринимателя - плательщика НДФЛ устанавливается в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности; ранее это осуществлялось в соответствии со ст. 227 НК РФ). Отметим, что данная статья регулирует порядок определения налоговой базы по НДФЛ и прямо предполагает применение налоговых вычетов, в том числе и профессиональных. Так, в п.3 ст.227 НК РФ сказано, что для доходов, в отношении которых действует налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, то есть с учетом стандартных, имущественных и профессиональных вычетов.
Иначе говоря, из обозначенных новых налоговых норм следует, что для целей исчисления страховых взносов для ПФ РФ предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, должны учитывать не весь полученный ими доход, а лишь разницу между доходами и расходами, т.е. все предусмотрено в точном соответствии, как и предписывает КС РФ в вышеназванном постановлении.
А вот индивидуальные предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения и формирующие налоговую базу с учетом расходов (например, плательщики «упрощенного» налога, применяющие режим налога 15%), базу для исчисления фиксированного размера страховых взносов в ПФ РФ по «новому» законодательству, как ни странно, как и прежде, должны определять с учетом положений, в которых говорится исключительно только о доходах, без всякого учета понесенных ими расходов, т.е. уже вопреки (буквально в нарушение) тому, как это предписывает позиция КС РФ вкупе с позицией ВС РФ (о чем мы говорили выше).
Так, ИП, применяющие УСН, согласно положениям пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ доход в целях расчета страхового взноса в ПФ РФ устанавливают в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. А ст.346.15 говорит лишь о порядке определения доходов для целей налогообложении налогом УСН и ни слова не говорит о порядке определения расходов для целей применения налога УСН, поскольку расходам посвящена следующая статья 346.16 НК РФ, и она не упомянута в ст. 430 НК РФ.
Следовательно, при определении размера пенсионных взносов, согласно положениям пп.3 п.9 ст.430 НК РФ, индивидуальными предпринимателями, применяющими режим налогообложения УСН (доходы минус расходы), формально учитываются лишь доходы и не учитываются расходы, но, повторимся, эта позиция противоречит позиции КС РФ вкупе с позицией ВС РФ по этому вопросу, изложенной ими ранее.
Из вышеизложенного следует, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для ИП, как производящих, так и не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.
Указанная позиция содержится в письме Минфина РФ от 17.03.2017 г. №03-15-06/15590, в письме ФНС РФ от 21.02.2018 г. № ГД-4-11/3541@.
По мнению налогового органа, с 2017 года применяется новый порядок, закрепленный в НК РФ, в котором указано, что для ИП, применяющих УСН, в расчет берутся лишь доходы без учета расходов. И положения, содержащиеся в постановлении № 27-П, применению не подлежат.
Из анализа ныне действующего законодательства следует вывод, что для ИП, применяющих УСН 15%, практически нет шансов без спора с налоговиками, а следовательно без разбирательства в суде, сохранить свое право на уплату 1% взноса в ПФ РФ с разницы доходов между расходами.
На мой взгляд, шансу таких ИП отстоять это право через суд есть, но он мал, поскольку даже для того, чтобы этот минимальный шанс получить, за него необходимо как следует побороться, предъявив суду не только эмоции, а хорошо мотивированную, взвешенную и четко выстроенную позицию с точки зрения права. Хотя полагаю, что можно и, наверное, даже нужно через суд постараться решить этот вопрос, используя позицию постановления КС РФ № 27-П по аналогии к вновь принятым нормам НК РФ. Однако, на наш взгляд, результат такого обращения будет полностью зависеть только от позиции суда. И не факт, что в пользу заявителя.
ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»
г. Архангельск, ул. Вельская, д. 1, оф. 1,
тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191
Е-mail: [email protected]
www.aetc.ru
Другие полезные публикации -
в рубрике Советы аудитора