Николай НЕКРАСОВ, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» | 19.04.2017 11:27:27
Приведу реальную ситуацию: налогоплательщик нанимал автомашины (большегрузные самосвалы) для перевозки большой партии щебня (несколько тысяч тонн) с охраняемой площадки хранения на железной дороге к своему покупателю. Но налоговики посчитали, что все эти перевозки были фиктивными. Как попытаться отстоять позицию налогоплательщика в этой ситуации, советует генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай НЕКРАСОВ.
Ключевым аспектом данного налогового спора стало мелкое (на первый взгляд) обстоятельство. Дело в том, что хотя на все автомашины, задействованные в этих перевозках налогоплательщиком (условно фирма «АБВ»), оформлялись путевые листы с отрывными талонами, подтверждающими перевозку, но... в этих талонах номера автомашин не содержали указания на регион, где они были зарегистрированы. В свое время налогоплательщик даже не обратил внимания на эту «мелочь».
А ИФНС заявила, что таких автомашин не существует, и сослалась при этом на официальную справку ГИБДД по Плесецкому району Архангельской области, в которой говорилось, что на основании автоматизированной базы данных указанные транспортные средства (подчеркнем - с номерами, в которых не был указан регион их регистрации) не зарегистрированы в ГИБДД.
При этом и соответствующий запрос из ИФНС в ГИБДД содержал номера всех автомашин с указанием на их регистрацию в Архангельской области, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Непонятно, на каком основании налоговый инспектор запрашивала информацию об автомобилях, которые якобы зарегистрированы в Архангельской области, поскольку у налогового органа нет никаких оснований утверждать, что все эти автомобили были зарегистрированы именно в Архангельской области. Вполне реальна ситуация, что те автомобили могли быть зарегистрированы и в других регионах России (например, в Вологде или в Республике Коми), поскольку в районе г. Архангельска полным-полно автомобилей, зарегистрированных в иных регионах РФ.
Соответственно, справка из ГИБДД, которая содержала ответ на этот запрос из ИФНС, содержала официальные сведения об отсутствии в базе данных ГИБДД таких автомобилей, зарегистрированных именно в Архангельской области.
Кроме того, обращаем внимание, что и на пропускном пункте охраняемой территории контроль пропуска автомобилей осуществлялся по пропускам с государственными регистрационными знаками, в которых регион тоже не был указан. То есть контроль на вахте реально пропускал автомобили, номера которых были указаны в заявке (заметим, тоже без указания региона регистрации). В суд были представлены надлежащим образом заверенные копии писем, направленных налогоплательщиком на РЖД, с просьбой о разрешении проезда через КПП на территорию грузового района автомобилей с регистрационными номерами без указания региона их регистрации (например, КамАЗ – 65115 гос. № С590СВ, КамАЗ – 65115 гос. № С708ТН). При этом, обращаем внимание, в данных письмах имеется отметка о разрешении проезда данных автомобилей на территорию РЖД.
На наш взгляд, все вышеизложенное как раз и называется простым и емким словосочетанием «обычаи делового оборота». И, заметьте, не налогоплательщик эти «обычаи» придумал и установил. Это общепринято. Так, принято всеми участниками делового оборота, что незначительные идентификационные детали (в нашем случае в виде региона регистрации автомобиля) вполне допускается опустить (не указывать) в документах. Даже статья 252 НК РФ говорит о том, что допускается принимать к налоговому учету документы, оформленные в соответствии с обычаями делового оборота.
В то же время все документы показывают, что автомобили с такими номерами (без указания на регион их регистрации) в спорных хозяйственных операциях реально участвовали. И нет никаких оснований сомневаться в этом.
Следовательно, представители налогового органа решили таким образом завести ситуацию с идентификацией этих автомобилей буквально в тупик и тем самым извлечь для себя выгоду, обвинив налогоплательщика, который в свое время не обратил внимания на эту «мелочь» в оформлении своих документов, в том, что этих автомобилей якобы вовсе не существует, а значит, и таких перевозок тоже не осуществлялось.
Отсюда вывод: внимательнее надо быть с оформлением документов и не упускать из виду даже «мелкие» детали их оформления, которые потом вполне могут обернуться крупными неприятностями.
ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191
E-mail: [email protected]
www.aetc.ru
Другие полезные публикации -
в рубрике Советы аудитора