Николай НЕКРАСОВ, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» | 16.10.2018 15:29:17
Налогоплательщики, имеющие несколько обособленных подразделений в одном и том же муниципальном образовании (а такие тоже есть), стали получать от налоговых служб информационные письма, в которых специалисты налогового ведомства настойчиво просят их представлять в налоговый орган ежеквартальные расчеты 6-НДФЛ по каждому открытому ими обособленному подразделению.
Причем эту обязанность (по их мнению) они относят не только на обособленные подразделения, которые открыты налогоплательщиком в разных муниципальных образованиях (например, в Архангельске и Северодвинске), но также и на каждое обособленное подразделение, открытое даже в одном и том же муниципальном образовании (их может быть несколько десятков).
Полагаю, что такие информационные письма не имеют должной правовой обоснованности, поэтому рекомендую отвечать на них примерно следующим образом. Далее приведу приблизительный вариант ответа:
«Получив вышеназванное информационное письмо от …... №…… «Об уплате НДФЛ» и проанализировав его содержание, сообщаем, что мы не согласны с трактовкой положений законодательства, регламентирующего уплату НДФЛ, изложенной в нем.
В письме ИФНС указано, что глава 23 НДФЛ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, возможность самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета по форме 6-НДФЛ.
Полагаем, что такая трактовка законодательства со стороны налогового органа недопустима, поскольку в основах гражданского законодательства действует общее доктринальное правило – «разрешено все, что не запрещено законом». Следовательно, если в налоговом законодательстве, в частности в главе 23 НДФЛ, не содержится прямого запрета на выбор налогоплательщиком такого своего обособленного подразделения, через которое им производилось бы перечисление налога НДФЛ в один и тот же бюджет одного и того же муниципального образования, и, соответственно, на представление расчета по форме 6-НДФЛ в один и тот же налоговый орган, курирующий это муниципальное образование, то, значит, выбор такого обособленного подразделения на усмотрение налогоплательщика законодательством разрешен.
Более того, п.6 ст.3 НК РФ говорит, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, СВ), когда и в каком порядке он должен платить. А в п.7 ст.3 НК РФ содержится норма, которая говорит, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».
Следовательно, на наш взгляд, изложенную в вашем письме фразу, процитированную нами выше, необходимо трактовать совершенно иначе (диаметрально иначе), а именно следующим образом: глава 23 НДФЛ не содержит норм, запрещающих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога, и, соответственно, представление расчета по форме 6-НДФЛ.
Кроме того, в основе любого требования со стороны надзорного органа, в том числе и в основе требовании со стороны налогового органа, должен содержаться какой-то практический смысл - для чего налоговому органу необходимо получить от организации вместо одного расчета 6-НДФЛ двадцать один расчет 6-НДФЛ (поскольку в городе Архангельске наша организация имеет 21 обособленное подразделение). Мы не видим никакого практического смысла, никакой практической пользы или иной выгоды для бюджета города Архангельска или для налогового органа в представлении в налоговый орган от нашей организации 21 штуки расчетов 6-НДФЛ вместо одного, поскольку у муниципального образования «Город Архангельск» один бюджет и налог НДФЛ от заработной платы всех лиц, работающих в наших 21 обособленных подразделениях, расположенных в городе Архангельске, поступает в этот бюджет.
Отметим, что по обособленным подразделениям нашей организации, открытым в других муниципальных образованиях, мы в точном соответствии с действующим законодательством составляем отдельные расчеты 6-НДФЛ, поскольку там иной бюджет для уплаты налога НДФЛ.
Также сообщаем, что работники нашей организации, работающие в Архангельске, не закреплены за конкретными обособленными подразделениями, поэтому один и тот же работник может работать в течение квартала в нескольких наших обособленных подразделениях по г. Архангельску - по принципу ротации и по потребностям бизнеса с учетом отпусков и болезней сотрудников. Зарплата наших работников не разделяется нами на обособленные подразделения, а следовательно, при заполнении расчета 6-НДФЛ мы не обладаем учетной информацией по объему заработной платы и удержанному налогу НДФЛ в разрезе каждого обособленного подразделения, расположенного в г. Архангельске. Следовательно, заполнение расчетов 6-НДФЛ по каждому 21 обособленному подразделению является для нас сложной технической проблемой, разрешить которую мы не в силах, поскольку сделать это не позволяют имеющиеся у нас учетные ресурсы.
Кроме того, в письме ФНС РФ от 29.08.2012 г. №3Н-4-1/1430@ разъяснено, что уплата НДФЛ по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации применима только тогда, когда все обособленные подразделения организации находятся на территории не только одного субъекта РФ, но и одного муниципального образования внутри данного субъекта. При таких условиях суммы НДФЛ, удержанные с работников всех обособленных подразделений, подлежат зачислению в один и тот же бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Напомним, это не только наше мнение, это мнение ФНС РФ, и оно совпадает с нашим мнением.
Более того, форма 6-НДФЛ заполняется отдельно по каждому ОКТМО, на титульном листе расчета 6-НДФЛ и в строке «КПП» действительно указывается КПП обособленного подразделения. Но когда имеется несколько обособленных подразделений, открытых в одном городе, то КПП в расчете 6-НДФЛ указывается именно того обособленного подразделения, которое выбрал для себя налогоплательщик из числа расположенных в одном и том же муниципальном образовании, поскольку подавать 21 расчет 6-НДФЛ по одному муниципальному образованию от одного и того же налогоплательщика глупо и бессмысленно, а через какое свое обособленное подразделение налогоплательщик будет отчитываться в налоговый орган по налогу НДФЛ по одному и тому же муниципальному образованию, в котором открыты 21 обособленное подразделение, не имеет никакой разницы, поскольку результат тот же самый.
На основании вышеизложенного мы полагаем, что наша организация, в настоящее время имеющая на территории муниципального образования «Город Архангельск» более двух десятков (для примера) обособленных подразделений в виде торговых точек, самостоятельно выбирала для себя место нахождения своего головного офиса, расположенного тоже в городе Архангельске, для перечисления налога НДФЛ и, соответственно, для представления расчета по форме 6-НДФЛ согласно нормам действующего налогового законодательства».
ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191
E-mail: [email protected]
www.aetc.ru
Другие полезные публикации -
в рубрике Советы аудитора