ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Стратегия: «Большой Архангельск» для Арктики


Андрей САХАРОВ | 19.06.2014 07:51:23

altВ Заочном финансово-экономическом институте САФУ прошел «круглый стол»,  организованный редакцией электронного журнала «Арктика и Север». Выдвигались не подкрепленные экономическими расчетами идеи, а частные производители просили власть поддержать их в лоббировании интересов крупнейших сырьевых компаний России. Как заявил редактор журнала Юрий ЛУКИН, инициатива обсудить тему развития производственного потенциала Архангельской области для освоения российской Арктики пришла «снизу» – от специалистов северодвинского ОАО «ПО «Севмаш».

 

altК сожалению, в очередной раз обсуждались проекты, не подкрепленные цифрами, без экономических обоснований, резонно заметил по этому поводу экс-директор Севмаша, директор филиала САФУ в Северодвинске Николай КАЛИСТРАТОВ.

«Сегодня мы говорим о проектах, а о не результатах», – отбился Юрий Лукин.

Замечу, что об арктических проектах говорится уже несколько последних лет на заседаниях разного уровня, в том числе и с участием федеральных чиновников и представителей заинтересованных стран. Так, в ноябре прошлого года в Архангельске состоялся международный форум  с похожим названием «Арктические проекты – сегодня и завтра». По его итогам можно было сделать вывод, что  Архангельск находится вне арктического международного трафика углеводородов, поэтому области не приходится рассчитывать на экономические дивиденды от курсирования грузовых судов из Азии в Европу и обратно.  Но мы могли бы поучаствовать в развитии заброшенных арктических портов и строительстве нового ледокольного флота, которые необходимы для поддержания грузопотока по Северному морскому пути (СМП).  Вопрос «Как это сделать»? был затронут на «круглом столе», однако решений, забегу вперед, не нашли.

Все озвученные проекты отталкивались от давней идеи создания промышленного кластера «Большой Архангельск» на основе агломерации Архангельск — Новодвинск - Северодвинск. Так, специалисты инженерного звена Севмаша предложили «пространственное (территориальное) развитие агломерации через развитие точек роста производственного потенциала».  Одной из таких «точек» они полагают создание специализированной распределенной верфи нового типа (СРВНТ), которая будет основой для формирования кластера гражданского судостроения, морской техники и оффшорных технологий «Россия-Арктика-шельф». Проще говоря, северодвинцы нацелились на кооперацию с мелкими частными предприятиями Архангельска, объединенными в Ассоциацию поставщиков нефтегазовой  промышленности «Созвездие» с участием коллег центра судоремонта «Звездочка» в Северодвинске и его филиала  «СРЗ «Красная кузница» в Архангельске.

«Выполнение военного заказа у нас закончится в 2020 году, и станет вопрос, что делать дальше, - пока новых гражданских заказов у нас нет», – раскрыл подоплеку проекта один из его разработчиков Андрей ЛАРИОНОВ.

По его словам, предприятие вот-вот столкнется с оттоком квалифицированных рабочих, не занятых на выполнении оборонных задач. В частности, готовивших к работе нефтедобывающую платформу «Приразломная».  Но конкретного плана действий по кооперации с коллегами он не предложил.  Между тем частные предприятия готовы к сотрудничеству, однако не видят такой заинтересованности.

«Сколько ни пытались раскрутить ситуацию через профильное региональное министерство, – бесполезно, – заявлял «БК» в августе прошлого года исполнительный директор некоммерческого партнерства «Красная кузница» Юрий СТУК. – Хотя, отталкиваясь от наших возможностей, в Соломбале можно создать конкурентоспособный гражданский судостроительный кластер. Однако дальше заявлений на эту тему власть не идет».

Как сказал Николай Калистратов, ожидать, что северодвинская оборонка активно включится в такую работу без отмашки из Москвы, бесполезно. «Все усилия сейчас будут направлены на выполнение федерального заказа», – заявил он. 

Вместе с тем Николай Яковлевич согласен, что надо готовиться к будущему и налаживать кооперацию частного бизнеса и государственных предприятий. Только нельзя хвататься за все сразу. К примеру, он раскритиковал идею развития в Архангельске рынка арктического сервиса (мелкий ремонт судов, связь, навигация), которую предложили директор Гуманитарного института филиала САФУ в Северодвинске Мария БАЛОВА и завкафедрой прикладной математики Института математики, информационных и космических технологий САФУ Наталья ШИЛОВА.

«Сервисные функции будет выполнять новейший частный порт в Сабетте на Ямале, – заявил Калистратов. – Единственный экономический сегмент, где регион может застолбить себе место, – это изготовление и сборка комплектующих верхних металлических конструкций, как для стационарных, так и для передвижных инженерных сооружений в Арктике. Это реально и востребовано.  А пока тот же Мурманск ушел дальше нас, и нам уже за ним не угнаться».

altПо словам директора «Созвездия» Сергея СМИРНОВА,  мелкий частный бизнес Архангельска активно участвует в тендерах на поставки различного инженерного оборудования и обслуживающих работ для крупных нефте- и газодобывающих компаний России. И у наших производителей есть отличные наработки. Правда, в очереди на заказы члены ассоциации, как правило, находятся не в первых рядах.

«Считаю, у нас очень удобный мультифункциональный порт, который позволяет заниматься обработкой небольших партий грузов и выполнением работ для Арктики, – обозначил транспортную роль Архангельска в покорении Арктики Смирнов.  – Мы можем заниматься здесь изготовлением и сборкой различных металлических модулей для предприятий Крайнего Севера. Например, на Ямале такую работу из-за холодов очень сложно делать. Сейчас  в Арктике реализуется немало проектов,  в которых мы можем поучаствовать, но для этого надо активнее работать с  гигантами вроде «Роснефти».

Его поддержал гендиректор филиала ОАО «МРТС» в Архангельске Никита АНАНЬИН.  Эта крупная московская компания, занимающаяся производством строительно-монтажных работ, в том числе она выполняет заказы для Сабетты. Недавно купила земельные участки на Левом берегу Архангельска и активно развивает там производственную зону. По словам Ананьина, филиал готов работать на Арктику и кооперироваться с местными производителями, только надо определиться с линейкой продукции и заказами.

Но с этим и возникают трудности. Как следует из данных Юрия Лукина, крупные разработчики приполярных месторождений предпочитают заказывать технику за рубежом. Особенно его возмутил факт покупки «Газпромом» в Румынии «не приспособленной для Арктики  старой буровой платформы «Сатурн».

«Мы не умеем проектировать такие объекты, –  объяснил Николай Калистратов. –  Почему так долго строилась «Приразломная»? Потому что ее проектировал непонятно кто и как! И все проблемы приходилось решать производственникам в текущем режиме!»

В ответ на призывы помочь в лоббировании интересов промышленных кругов на федеральном уровне министр экономразвития  и конкурентной политики Архангельской области Ирина ГЛАДЫШЕВА рассказала, что для защиты интересов области в Москве «рассматривается идея создания юрлица под предположительным названием  «Центр кластерного развития».

«Пока обсуждение развития кластера «Большой Архангельск» проходит неорганизованно», – считает Ирина Валерьевна.

В этот момент в воздухе повис вопрос: «Почему этой работой не может заняться министерство, зачем для этого надо создавать дополнительное учреждение»?  Не дождавшись окончания встречи, министр удалилась  и не услышала реплику обрадовавшегося приходу в Архангельск компании МРТС Николая Калистратова: «Благодаря частному бизнесу можно закончить «круглый стол» на оптимистичной ноте, а то от государства ничего не дождешься».

Итогом обсуждения станет очередное письмо-призыв в высшие инстанции о содействии идеям участников встречи.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5