ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Будни «Акулы»: 19 марта в России отмечается День моряка-подводника


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 19.03.2020 00:46:32
Будни «Акулы»: 19 марта в России отмечается День моряка-подводника

Бывают события, участвуя в которых, до последней минуты не веришь, что это происходит с тобой. Но вот же: светит солнце, с Белого моря хлещет мартовский ветер, а ты стоишь на носу самой большой подводной лодки в мире, замерзшими пальцами делаешь записи в блокнот, потому что на привычный диктофон в мобильнике нельзя – оборонный объект, и буквально под ногами у тебя, оказывается, шахты баллистических ракет.






Играющий тренер

«Дмитрия Донского», стоящего сейчас в Северодвинске, журналистам показали, в общем-то, без отдельного повода, но... Это самая скоростная из шести «Акул» и последняя, остающаяся в основном составе Военно-морского флота России. Не в резерве, как еще две живые подлодки этого проекта – «Северсталь» и «Архангельск», – а при исполнении обязанностей «играющего тренера». Как рассказал наш сопровождающий, заместитель командира АПЛ «Дмитрий Донской» по военно-политической работе, капитан 3-го ранга Павел РАТНИКОВ, сейчас субмарина задействована в основном в испытаниях новых образцов вооружения и техники, учениях и практических занятиях для экипажей строящихся субмарин.

Готова она и к тому, о чем со случайными гостями вроде нас не говорят. АПЛ была спущена на воду в 1980 году, но не раз проходила модернизацию на Севмаше, оснащена пусковыми «стаканами» для «Булавы» и являлась опорной при испытаниях этой баллистической ракеты. Вооружение подлодки дополняют 22 торпеды. «Нам подкрадываться ни к чему», – примерно так ответил Павел Максимович на замечание кого-то из коллег о том, что «Акула» не самая бесшумная субмарина в мире. Она проектировалась для арктических широт и способна проламывать корпусом лед толщиной до трех метров... Посмотрев на винты – на воде, но в максимально поднятом над ней положении, – можно не переспрашивать.

akula0.jpg

.

На корме и носу не скользко, хотя при необходимости палубу посыпают солью: это мы прошли по ней не очень стройным шагом, а за экипаж при парадном построении можно не волноваться.

Миновали знакомую по фильмам и силуэтам на фотоснимках надстройку корабля (командиры там напряженно в темноту не вглядываются: эти помещения при погружении заполняются водой) и стали спускаться по узенькой вертикальной лестнице, передавая по цепочке рюкзаки и съемочную аппаратуру. Это основной вход-выход подлодки для 165 человек экипажа.

Моя субмарина

Внутри мы посмотрели все, что разрешено и на что хватило сил, перебираясь по многочисленным трапам, люкам, коридорам и переходам. Первая остановка – центральный пост, откуда управляют практически всеми системами АПЛ, включая систему запуска ракет. «А вот про валенки на пульте не надо. Здесь все гораздо сложнее, чем вы думаете», – лаконично отметил заместитель командира, напомнив, что без разрешения ничего фотографировать нельзя.

АПЛ «Дмитрий Донской» может находиться в автономном плавании 120 суток. Этот период ограничен только запасами продуктов. На борту есть различное оборудование, позволяющее получать из морской воды не только хозяйственную, а при необходимости и пригодную для питья воду, но и кислород, системы удаления углекислого газа.

akula_3.jpg

.

Нам показали очень спартанскую каюту на четверых человек (а говорят, что «Дмитрий Донской» – «Хилтон» по сравнению со многими другими подлодками), компактный спортзал, бассейн, сауну, а также комнату отдыха, о которой стоит рассказать отдельно.

Банальную «плазму» в ней затмевает раритетный телевизор – как минимум, ровесник подлодки. Когда-то в этой комнате был еще советский вариант комплекса для релаксации, который с помощью картинок и звуков создавал эффект присутствия в залитом теплым дождем городе, с шумом проезжающих машин и голосами пешеходов, на море или в деревне. Не так давно чудо-технику убрали. Зато теперь на «плазме» с флэшек можно смотреть не только «Броненосец «Потёмкин». Птицы на подлодке не прижились – такие эксперименты были. Но есть растения в кадках и аквариум с рыбками.

«Их, наверное, перепады давления не тревожат. Не знаю. Если мы тут начнем у рыбок спрашивать о самочувствии, нас точно отправят на берег», – пошутил в ответ на наши расспросы Павел Максимович.

Разговоры в кают-компании

Кают-компания на «Дмитрии Донском» тоже имеет особую историю. Княжеское имя субмарине было присвоено в 2002 году. Вскоре началась дружба экипажа АПЛ с Музеем-заповедником «Куликовское поле» в Тульской области. В кают-компании сделали небольшую экспозицию, посвященную историческому сражению.

akula_4.jpg

.

Изменился на корабле и обряд посвящения в подводники. Вторая его часть осталась прежней: новичку дают выпить плафон морской воды. «Это 850 миллилитров. А потом как повезет. Лучше все же занять оборонительную позицию у гальюна», – пояснили нам.

Первая же часть обряда состоит в том, что надо поцеловать раскачанную, да еще и смазанную солидолом кувалду и при этом умудриться не выбить себе зубы. Тогда, пока в основном благодаря солидолу, получаешь звание «блестящий офицер». На «Дмитрии Донском» кувалда заменена булавой – в память и о тезке-князе, и об испытаниях ракеты.

В море корабль пойдет только летом, поэтому камбуз был закрыт. Однако «сверхсекретные слухи» о наличии в норме довольствия красного вина, красной рыбы и красной же икры нам подтвердили. Все это выдается в строго регламентированных и очень скромных количествах.

Средний возраст экипажа «Дмитрия Донского» довольно молодой – 36 лет. Срочников на подлодку уже много лет не берут. На борту есть врач и фельдшер – медицинская бригада на все случаи, включая экстренные операции.

Курс на Кронштадт

В 2017 году «Дмитрий Донской» участвовал в исключительном предприятии, характерном, пожалуй, только для нашей страны. На День Военно-морского флота России было принято решение направить эту громадную АПЛ, тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и еще несколько кораблей на парад в Кронштадт. Это был первый в истории отечественного флота надводный переход субмарины на такое расстояние – из Кольского в Финский залив, через Балтийское море и обратно. Путешествие заняло 17 недель.

akula_7.jpgНа «Дмитрии Донском» хранится самодельный календарь в виде ленты, вдоль которой по мере продвижения по маршруту передвигалась фигурка подлодки. На ленте – флаги Норвегии, Финляндии, Швеции, стран Прибалтики, ярлычки с датами и записями: «Рыбалка и просто хороший день»; «Глубоководное погружение – 220 метров»; «Впервые вошли в Балтийское море».

«Подготовка к переходу заняла много времени, для личного состава было организовано дополнительное обучение, – вспоминает командир электромеханической боевой части, капитан 2-го ранга Олег ЧЕРНОУСОВ. – Ходили разговоры о том, что наш корабль из-за большой осадки в Балтийское море не зайдет. Но 15 июля 2017 года в составе ордера с флагманом Северного флота крейсером «Пётр Великий» мы вышли из Североморска и взяли курс на Кронштадт. Действительно, во многих местах было буквально несколько десятков сантиметров под килем. Но никаких навигационных аварий не произошло, подтвердились предварительные промеры глубин. Мы прошли пять или шесть стран и, конечно, вызывали удивление. В чужих территориальных водах ордер сопровождали военные корабли этих государств, но они не мешали, следовали параллельным курсом. Была и авиация. Мешали частные яхты, моторные лодки, которые пытались нас заснять, вставали по курсу. Это опасно: АПЛ не автомобиль, быстро не остановишь. Поэтому экипажу более подвижного «Петра Великого» приходилось предпринимать маневры для разгона посторонней публики...»

Все прошло хорошо. Многие члены экипажа «Дмитрия Донского» были награждены медалями Министерства обороны России и памятными медалями».

«Никто никуда не бежит»

akula_6.jpgПохоже, подводники очень не любят этого вопроса, но соглашаются: история АПЛ «Дмитрий Донской» в целом благополучна. Начнем с того, что в качестве «адекватного ответа» США на подлодки типа «Огайо» планировалось построить десять «Акул» по проекту, разработанному легендарным «Рубином». Но из-за финансовых и политических проблем было построено только шесть. Три из них впоследствии утилизировали по результатам российско-американских переговоров. Судьба «Северстали» и «Архангельска» сегодня не определена.

В 1991 году на борту одной из «Акул» произошел инцидент, подробности которого долго держали под грифом «секретно». В изложении «Российской газеты», «шли плановые стрельбы ракетой по береговому полигону»: «На последних секундах старт был отменен автоматикой, а вслед за этим лодку сотрясли несколько динамических ударов. Как оказалось, была сорвана крышка ракетной шахты, оттуда вырвалось пламя, боевую часть горящей ракеты выбросило в море, а пожар вместе с фрагментами твердого топлива перекинулся на обрезиненную палубу. Огонь удалось подавить путем весьма рискованного повторного погружения – без хода, на перископную глубину…»

Этот инцидент, показавший исключительную устойчивость «Акулы», в том числе в нештатной ситуации, стал одним из аргументов за то, чтобы головной корабль того же проекта 941 («Дмитрий Донской») стал платформой, «непотопляемым ракетодромом» для отработки нового ракетного комплекса «Булава».

Лодка имеет два основных корпуса, расположенных по принципу катамарана, что обеспечивает резервирование всех систем. Ракетные шахты находятся между корпусами.

akula_2.jpg

.

«То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941-м проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков», – отмечал главный конструктор проекта Сергей КОВАЛЁВ.

Сейчас «Дмитрий Донской» под командованием капитана 1-го ранга Олега ЦЫБИНА готовится к очередному заданию.

«В последние годы работаем очень интенсивно, – сказал ближе к концу нашей экскурсии Павел Ратников. – Больше таких подводных лодок, как наша, никто в мире уже, наверное, строить не будет. Но в России для ВМФ строится много других кораблей».






Возврат к списку

Ваше мнение


Актуальное видео

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5