ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 12:38

Чем живут предприниматели на Соловках?


Леонид ЧЕБАНЮК | 10.08.2009 12:00:00

История Вероники Градус (это не звучный псевдоним, нашу героиню действительно зовут Вероника Григорьевна ГРАДУС) не только нетипична для Соловков, - она вообще не укладывается в общие рамки бизнес-сообщества. Когда начинаешь собственное дело, самыми частыми мотивировками становятся улучшение материального положения, амбиции, азарт, наконец простое человеческое желание оставить после себя что-то такое ощутимое...

А Веронике просто захотелось попробовать себя в чём-то ей совершенно несвойственном, что она вообще никогда не делала, о чём понятия не имела. А ещё хотелось развлечься... Или отвлечься.

На Соловки Вероника Градус попала вместе с мужем – известным публицистом, писателем, польско-антисоветским бунтарём и просто очень неординарным человеком Мариушем ВИЛЬКОМ. С материальной точки зрения с порывистым и очень творческим Мариушем Вероника жила по-всякому. То сама пекла хлеб, потому что денег в доме не было даже на него. То каталась по Европе и пребывала на самых роскошных курортах.

А потом, как в песне Новеллы Матвеевой: «Когда же, наш мимолётный друг, ты умчался, новой судьбы ища...» Только вот, в отличие от героини песни, Веронике не было «довольно того, что гвоздь остался после плаща»... В общем, внезапно и бесповоротно очутилась она на Соловках одна. Коренная москвичка. Вытешенная и балованная внучка доктора медицины. Дочь конструктора первых советских ЭВМ. Мама своего сына, который имеет крупный бизнес федерального значения...

С великом остров доступнее

Сама Вероника точно не помнит, как пришла ей идея позвонить сыну в Москву с сумасшедшей просьбой: «Чадо, купи мне четыре велосипеда». Сын подумал и мудро решил – чем бы мама ни тешилась, лишь бы была в хорошем настроении.

И купил. Два дорогих российских велика, произведённых по очень крутой «забугорной» лицензии, и два чешских лисапеда никому не известной фирмы, которая даже не знает, что делает не просто очень хорошие машины, а даже отличные (раз они выдерживают соловецкие дороги, которые служат без ремонта с середины ХVI века).

Вероятно, у Вероники просто в сознании отложилось, что любой приезжий, наносившись в молитвенном восхищении по Соловецкому монастырю и жаждущий за три дня взять от Соловков всё раз и навсегда, спрашивает: а что ещё можно посмотреть?

Ему называют множество мест и достопримечательностей. «А далеко это?» – вопрошает заранее зазудевшая и охочая до нового приезжая душа. Километров пять, семь, десять, но не больше двенадцати... Полтора километра залётный, может, ещё и пройдёт. Но потом лицо соловецкого гостя морщится, словно печёное яблочко, становится жалобным, капризным и обиженным. И только предложи ему велосипед, как он становится независим, суров и даже надменен – теперь все Соловки ему доступны.

Доходы минус расходы

Пани Градус, позволю себе её так называть по титулу «крайнего» мужа, стала сдавать четыре велика напрокат прямо у себя на дому... Было это в 2003 году. Помимо четырёх, на первый взгляд, дееспособных машин, туристическая фирма «Лукоморье» подсобила Веронике десятком раритетных агрегатов типа «Десна» - ржавеньких, но бодрых, как ветеран Рыбакколхозсоюза. В каком-то убогом сарайчике гнили они, отдыхая от Олимпиады-80, когда на Соловках, на всякий случай, был запланирован олимпийский велопробег. Вероника сама предложила: то, что заработают старые, беззубые «Десны», поделить пополам между ИП «Вероника» и «Лукоморьем». И даже, как нецивилизованный и слишком часто выезжавший в Европу человек, заключила договор. А это был для Соловков нонсенс.

Турист – существо стихийное и неразумное от внезапно свалившейся на него свободы. Велосипед - агрегат не вечный. Эти два вывода сделала Вероника по окончании первого туристического сезона, когда она решила зарабатывать деньги. Оказалась в прибыли, но как?! Какой ценой? Последний десяток лет она стучала розовыми наманикюренными пальчиками по клавиатуре компьютера, переводя заведомо гениальные тексты. А тут пришлось вспомнить первое инженерное образование и ходить по локоть в машинной смазке.

А погнутые обода? А «восьмерки»? А нежелание туристов «с Белхорода» платить грОши за сломанную педаль? «Так ведь всего 300 рублей?!» - «Нииии! У нас таких и денег нет. И мамка голодная, батьку усё время пье, - 50 карбованцив и баста». Полтора часа красных лиц и открытых ртов при выключенном звуке - вот вам хотя бы 150! Но зато прибыль есть, хотя и копеечная по московским меркам. И даже старушка «Десна» вспомнила молодость и поносилась по Большому Соловецкому острову как ужаленная, тогда как произведённое в России «чудо» велосипедной техники просто сдохло, не выдержав ласкового касания ухабов времён...

Пришло время поделить заработанное «Десной» с «Лукоморьем». Сами понимаете, дуб без баксов зеленеть отказывается, кот бродит по цепи абы как и бормочет всякую похабщину... Вероника, свалившись на остров с луны, представила партнёрам чеки, квитанции, справки, выписки и отсчитала ровно половину того, что заплатили за «Десну». «Лукоморье» сгребло денежку, но впилось пытливым вглядом в общий доход. И скорбно осознало: современные-то лисапеды чаще берут и дороже стоят! И очерноморела душа «Лукоморья». Потребовало оно 50% не «десновых», а всех денег. Но отказала им буржуинка с подозрительной фамилией Градус. Мало того, что отказала, так ещё и договором в глаза ткнула... И обиделось «Лукоморье». И теперь каждого готово предупредить: не повышайте Градус!

С тех пор у Вероники парк велосипедов вырос, пожалуй, до самого крупного на острове, но самое главное, самого качественного по обслуживанию. В час машина стоит от 60 рублей в зависимости от её надёжности и престижности модели. Сутки и более аренды – ощутимые скидки. Высококлассные специалисты по ремонту делают многоскоростные велосипеды понятными даже «чайнику», а вот ощущение внезапно обвалившейся свободы по-прежнему превращает туриста в существо стихийное и безответственное. Но что это мы про какие-то велики... Веронике стало скучно.

Сувенирная торговля

Стоишь напротив здания Соловецкого почтового отделения, смотришь на грубо, зато надёжно заколоченный ларёк типа «Союзпечать». Именно с этого ларька началась сувенирная карьера Вероники Градус.

Приятельница отдала ей киоск просто так - без арендной платы (на Соловках такая наивность в бизнесе до сих пор случается). С подругой и будущим деловым партнёром Валентиной САБЛИНОЙ они начали там торговать, что самолёт или катер пошлёт – чипсами, орешками, минералкой... Местные на почту ходят регулярно, а вот турист... Чего ему на почте делать в век мобильников и Интернета? Но ходили туда всяческие народные умельцы и с большим достоинством предлагали свои изделия на реализацию. Промысловые поделки из бересты, дерева, картины, варежки, коврики-половики.

Туристы не стали по этому поводу ходить на почту. Они пошли в ларёк. А он маленький. А витрины скромные. А всего не покажешь...

Сейчас у Вероники с Валентиной два сувенирных магазинчика. Уверен, что, если хватит соловецкого спокойствия, то будет больше – приезжих в сезон до 40 тысяч, и каждому хочется увезти не только собственное фото на фоне богатырского шлема кремлёвской башни, но и что-то более демонстративное.

Богу Богово, Кесарю – кесарево...

...а слесарю - слесарево. Много чего ещё пробовала Вероника. Но никогда не торговала иконками, крестиками и прочими православными «сувенирами», которые с большим удовольствием разбирают в монастырских киосках и иконных лавках не только паломники, но и обычные «светские» туристы.

И не потому, что Соловецкая обитель задекларировала некую монополию на культовые и ритуальные изделия, - нет. Просто это негласный соловецкий этикет, который редко соблюдается материковыми бизнесменами: никто на чужую поляну не заходит, каждому своё, и каждому этого своего хватит ещё не на один год расширения.

Незанятых ниш в сфере обслуживания приезжающих предостаточно: явно не хватает гостиниц, магазинов, парикмахерских, прачечных, ресторанчиков и кафе. Но каждому опять-таки своё.

Вот попробовала Вероника при пункте велосипедного проката открыть небольшую блинную. Вкуснейшие, между прочим, выходили у неё блинчики. А не пошло. Вот накатаются туристы на велосипеде до состояния голодного волчьего обморока, а блинчики не берут – ломятся в кафе за борщом, котлетами с макаронами и компотом из сухофруктов. Тем не менее в ближайших планах ИП «Вероника» пристройка к первому киоску на Заозёрной, где будут забавные сувениры, кофе-машина и печка для выпечки круасанов. Ей говорят знающие люди: не будут у тебя круасаны покупать! «Тогда сама всё съем и друзей угощать буду», - парирует Вероника.

Кстати, о сувенирах… Из собственного производства в лавках только футболки, шоколадки с монастырём на этикетке, магнитики на холодильник, банданы и чайные чашки… Сувенирные спички поставляет друг – Евгений ШКАРУБА, сам же и придумавший к ним оригинальные этикетки. Книги, журналы, открытки поставляют представители издательств, авторы. Изделия народных промыслов закупает сама Вероника у мастеров.

Все, кто работает у ИП «Вероника», - родственники, друзья, подруги, знакомые знакомых, бойфренды дочерей знакомых. Почти семья – команда. И все неместные – москвичи, питерцы, архангелогородцы… И тут дело не в том, что местные не любят или не хотят работать. Просто так интереснее, понятнее и не нужно тратить время на лишние объяснения – все друг друга понимают с полуслова. И это опять-таки характерная соловецкая бизнес-особенность.

Но сейчас Вероника опять заскучала. Это значит, что совсем скоро появится на Большом Соловецком острове что-то новое. Наверняка вкусное… Или красивое… Но что-то такое, чего здесь ещё не видели.

 

Фото Леонида Чебанюка.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей