Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 09.11.2003 09:00:00
«Неважно, как долго мы работаем над спектаклем, мы можем никогда не дойти до конца пути. Мы можем пуститься в путешествие, которое не имеет конца, и, несомненно, для истинного художника само путешествие уже награда» - цитата, взятая из «Пустого пространства» английского режиссёра Питера Брука, может быть прологом или эпилогом. Поток ассоциаций, связанных с октябрьской премьерой - постановкой лирического фарса времён позднего Средневековья на сцене Архангельского областного театра кукол, - неисчерпаем. Итак, «Окассен и Николетта», Михаил ЛОГИНОВ и Нина ТУМАНОВА...
Театр кукол, связанный с первыми детскими впечатлениями, напоминает сказки, которые рассказывали дед и бабушка. Уютный «домашний» мир, где всеми силами стараются оградить маленького человека от страхов, связанных с миром внешним, полным опасностей. Тёплый и относительно неизменный . В фойе - те же забавные персонажи, что встречали нас с маленькой дочкой лет десять назад, и та же Фея с колокольчиком приглашает в зал выросших, слегка остепенившихся детей.
Моё поколение
«Окассен и Николетта», французская песня-сказка рыцарских времён, пересказанная группой актёров, художников и музыкантов, называющих себя ЭТО «Кашалот». Представление, адресованное взрослым, длится час, но в течение этого часа мне отчётливо вспомнились события, происходившие в Архангельске в последние лет двадцать. Думаю, именно творческий дух восьмидесятых годов до сих пор задаёт тон наиболее динамичным современным художественных явлениям. В чём-то они сопоставимы с «бурными шестидесятыми» в Америке и Европе, где движущей силой был творческий эксперимент. Вот цепочка фрагментов, возникших в сознании. Валерий Лоханский ставит многоголосие на занятиях в театре-студии Виктора Панова. Виталий Галилюк приглашает на любительскую театральную сцену рок-музыкантов, ставит Ружевича и Брехта, а чуть позднее - после успешной постановки «Корабля дураков» - разгорается бурная полемика между Галилюком и Пановым. Сергей Карпунин и Надежда Тарасова ставят «Через год, в тот же день», и Слэйд в их прочтении не уступает трактовке дуэта Райкин - Васильева. Название нового театра воскрешает забытое явление - антрепризу. Андрей Корельский уходит из рок-группы «Аутодафе» в «Яничек-варьете», не обращая внимания на иронию любителей тяжёлого рока. В театре кукол открывается Школа мифологии Светланы Логиновой.
Довольно. Развивая любую обозначенную тему, можно писать книгу мемуаров. Каждый коллектив имел свою аудиторию, и каждое явление было интересным для его свидетелей и участников, и действие продолжается, обретая иные формы. Теперь вернёмся в театр кукол.
Приятно быть женой лесоруба...
Вернее, постараемся разобраться, что представляет собой ЭТО «Кашалот», созданное в его недрах, а сначала пусть выскажется его непосредственный участник - актёр, музыкант, а ныне и студент второго курса отделения режиссуры Ярославского государственного театрального института Михаил Логинов.
- Можно сказать, что «Окассен и Николетта» - наша третья большая работа, - сказал он после премьеры. - Плановая это постановка или внеплановая, она с трудом вписывается в жизненный уклад и ритм жизни нашего дома - театра кукол, поэтому каждый раз к работе над спектаклем привлекаем кого-то со стороны. Создание экспериментального творческого объединения - это проект на расширение связей. Всякий раз, приглашая новую творческую индивидуальность, мы рискуем - и тем более радуют открытия. Елена Панова, в союзе с которой мы подготовили «Она вела танец... (Айседора Дункан сквозь легенду)» и «Мой маленький креольчик», оказалась занята, поэтому мы привлекли к работе хореографа Нину Щербакову, которая органично вошла в сообщество. Всё лето она тщательно прорабатывала пластическую линию спектакля. Николай Терюхин - наш постоянный союзник. Он лёгок на подъём, на лету воспринимает все идеи и поправки по ходу действия, идеально вписывается в жёсткий ритм, заданный стилем работы.
В спектаклях всё большую роль играют музыка, пластика сценического движения и танец. Эта линия идёт от актрисы Нины Тумановой, и можно сказать, что два спектакля, определяющих стилистику, создала её потребность танцевать.
- С тех пор как я пришла работать в театр, - рассказывает Нина, - мне хотелось реализовать то, что режиссёр по тем или иным причинам не замечает. Когда совпали Мишины знания, связи, умение пользоваться материалом и мой актёрский опыт, появилась возможность сообща направить энергию на постановку спектакля, о котором я мечтала давно. Спасибо Дмитрию Лохову, что он не препятствует, а даёт нам жить и дышать. Лохов не только включил два наших спектакля в репертуарный план, затратив на это средства театрального бюджета. В театре шутят, что главный режиссёр ходит на «Моего маленького креольчика» как на работу - смотрит и поддерживает морально.
Не знаю другого творческого коллектива в Архангельске, где автор нового проекта не воспринимался бы как разрушитель устоев. К чести театра кукол, он остаётся живым. Да, эксперименты ЭТО «Кашалот» выбиваются из привычного ритма. Да, рано или поздно сцена может показаться тесной...Актёров поддерживают, одобряют, критикуют - и помогают «вытащить» очередное представление. Второй год тандем Логинова и Тумановой собирает полный зал, полноправно переместившись в него из литературной гостиной.
О любви - земной и небесной
Премьера средневековой лирической пародии «Окассен и Николетта». Во времена позднего Средневековья возвышенную риторику рыцарских романов щедро приправили юмором, тем не менее тема любви, разлуки и странствий влюблённых осталась нетленно чистой и вечной. Так же звучала она в тот день, когда два «странствующих актёра» - мужчина и женщина - вышли на архангельскую сцену.
Нина Туманова. Если сравнить её «детское» и «взрослое» амплуа, откроешь противоположные натуры. Кто раньше видел этот удивительный пластический дар, музыкальность и лиризм? По признанию Логинова, работая с Ниной, он растёт и раскрывается сам. По всей видимости, как для Логинова, так и для Тумановой, сценическое воплощение их спектаклей стали тяжким и радостным трудом по преодолению сценического штампа, который губителен для творчества.
Действие представления происходит на фоне огромной «старинной» книги - блестящей сценографической работы Михаила Голубева и Олега Шиняева. Роскошные декорации, которые свела воедино Елена Мишина, воссоздают реальность вечной сказки странствий. Две звёздочки на небосклоне в руках Валентины Родькиной - далёкий метафизический план древнего повествования. Порой люди нелепы и комичны, порой - возвышенны и благородны. Влюблённый может выглядеть сумасшедшим, но только он знает великую тайну жизни. Пластическое действо под музыку Виктора Хабарова рассказывает о любви, мифической и реальной, и готова поручиться, что ни один зритель в зале не устоял перед искушением вспомнить свою историю, достойную кисти художника и пера поэта.
Цена мастерства
Позвольте другую цитату того же самого Питера Брука - о жизни актёра: «...Неважно, занят он серьёзными делами или пустяками, важно другое: почти всё, что он делает, не имеет никакого отношения к его главной заботе - не стоять на месте в своём профессиональном развитии, что означает не стоять на месте в своём человеческом развитии, что означает работать во имя совершенствования своего мастерства - да и где он может работать во имя этой цели? Множество раз мне приходилось иметь дело с актёрами, которые после обычных уверений в том, что они «отдаются в мои руки», оказывались трагически неспособны, несмотря на все свои старания, хотя бы на одно мгновение, даже на репетиции, расстаться с закосневшим образом самих себя, за которым не скрывалось ничего, кроме внутренней пустоты».
Артист затрачивает колоссальное количество энергии, и оно несопоставимо с теми двумя тысячами, что значатся напротив его фамилии в ведомости на зарплату. О каком творческом росте можно говорить на пустой желудок?
Логинов выступает в роли актёра, режиссёра и директора проекта - не много ли, и сколько это может стоить? Только это единственно возможный режим, если человек действительно живёт театром и совершенствуется в мастерстве, поддерживая общее творческое горение.
После премьеры Михаил признался, что одной из важнейшей целей подготовки нового спектакля было стремление накормить группу. Он собрал $3000, необходимых для подготовки премьеры, обойдя бесчисленные офисы - и с упорством истинного Тельца (я имею в виду знак гороскопа), благодаря помощи восьми различных компаний, добился постановки. Премьерные показы прошли с аншлагом, но до того дня, когда окупится проект, пока далеко.
Фото Алексея Липницкого