ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 15:29

Мал был оркестр, да дорог: «преобразование» Архангельского камерного оркестра в ансамбль вызвало большой резонанс


Алина РОМАШОВА. Фото Оксаны Джалиловой, Алексея Липницкого и Надежды Волковой | 15.04.2023 01:20:08
Мал был оркестр, да дорог: «преобразование» Архангельского камерного оркестра в ансамбль вызвало большой резонанс

Знаменитого Архангельского камерного оркестра под руководством дирижёра Владимира ОНУФРИЕВА больше не существует. 10 марта в Поморской филармонии прошёл первый концерт творческого коллектива в новом статусе ансамбля. Эти организационные изменения потрясли культурное сообщество: кто‑то считает, что происходит «понижение» музыкантов, а кто‑то и вовсе говорит об уничтожении академической музыки в Поморье. «Бизнес-класс» попытался разобраться в этой полемике.


Владимир ОНУФРИЕВ руководил Архангельским камерным оркестром с 1993 года. Поначалу дирижёр был и художественным, и административным руководителем самостоятельного коллектива, который тогда подчинялся министерству культуры Архангельской области напрямую.

«Очень хотелось сделать что‑то серьезное, чтобы сюда могли приезжать музыканты, и качество оркестра не уступало столичному уровню», – рассказывает Владимир Михайлович.

В 2017 году оркестр стал частью Поморской филармонии, а Владимир Онуфриев продолжил заниматься исключительно художественным аспектом деятельности.

«На протяжении всех тридцати лет работы мы испытывали нехватку музыкантов. Намного труднее поддерживать состав количественно и, что важно, качественно на большом удалении от консерваторских центров», – уточняет он.

Только за последний год коллектив покинули четыре человека, замены которым не нашлось. Кадровая проблема сыграла свою роль: оркестр перевели в ансамбль. Есть ли у него будущее?

«Похоронить такой оркестр – недопустимо»

Строго говоря, ансамбль это когда один голос играет один человек. Как только один голос играет больше одного человека в унисон, можно говорить, что это уже оркестр. Несмотря на критическую потерю в составе, каждый скрипичный голос в коллективе играют по трое скрипачей. Так обязательно ли было переводить оркестр в статус ансамбля?

cam_orchertra.jpg

.

Количество музыкантов в Архангельском камерном оркестре когда‑то достигало шестнадцати. Последние годы коллектив состоял из 13-14 человек, теперь их девять. По мнению Владимира Онуфриева, этого, конечно, недостаточно, чтобы играть написанную для камерных оркестров музыку, «Все время требуется приглашать со стороны 2-3 человека, пока их нет в штате, а без альта и вовсе ничего не сыграть. При подготовке исполнения приходится иногда ловко передавать выпадающий текст другим голосам, однако мы и с этим справлялись».

«Кадровый вопрос решали многие годы: приглашались на программы для просмотра музыканты из больших городов, но никто из них надолго не задерживался в Архангельске – в основном из-за уровня зарплаты и отсутствия перспективы. Недавно мы организовывали интернет-прослушивание, чтоб заполнить самые «горячие» места. Но когда речь заходит об условиях, все отказываются», – переживает Владимир Онуфриев.

Каждый раз привозить иногороднего специалиста на репетиции и выступления очень затратно. Поэтому в ноябре 2022 года руководство Поморской филармонии, согласовав это с Министерством культуры РФ, решило, что нужно справляться собственными силами.

«При всём уважении к архангельским музыкантам – тем, кто может быть привлечён нам в помощь, качество получится не таким, какого требует работа в коллективе. Теперь, из-за несоответствия требуемому уровню (и численности, разумеется) три четверти репертуара оркестра более неисполнимо. И вот это - самая чувствительная потеря», – считает дирижёр.

«Руководство филармонии считает, что ничего не изменилось. Количественно – да, но качество - уже на ступень ниже. Музыкально искушенному слушателю - а мы свою аудиторию воспитывали десятилетиями, не говоря уж о профессионалах, заметно, что в последние программы нам приходилось брать сочинения, текст которых заметно легче, нежели тот, что мы играли обычно», – продолжает Владимир Онуфриев.

Нехватку музыкантов можно решить и другим способом – растить своих. Но в городе, где нет консерватории,  это сделать сложно. Да, в Архангельске есть музыкальный колледж, который, как говорят профессионалы, выпускает хороших ребят, но не массово, а одного-двух, и не каждый год. Однако, выпускники училища пусть хороший, но - «полуфабрикат», а музыкант должен сформироваться в вузе, в консерватории. А вот оттуда-то они уже и не возвращаются.

«Многие мои знакомые музыканты из других городов уверены, что похоронить такой оркестр – недопустимо. Камерный оркестр – это то, что повышает культуру региона, подтягивает и музыкантов, и слушателей вверх, – уверен дирижёр. – Оркестр может выполнять не только художественно-просветительские, но и представительские функции, быть визитной карточкой Архангельской области».

«Был одним из лучших»

Каково будущее ансамбля? Самый негативный вариант, по мнению Владимира Онуфриева, – уничтожение коллектива. С ним согласны многие именитые коллеги.

Московский композитор Михаил БРОННЕР несколько раз был в Архангельске, камерный оркестр сыграл немало его сочинений. Композитор убеждён, что оркестр можно было спасти, не потеряв музыкантов.

«Архангельский камерный оркестр был одним из лучших в России. И потерять его – величайшая глупость. А перевести в ансамбль всё равно что уничтожить коллектив», – выразил мнение Михаил Броннер.

Музыкант камерного оркестра Вологодской филармонии Владимир ХРОБЫСТОВ тоже поражён переводом Архангельского камерного оркестра в статус ансамбля. С дирижёром и частью коллектива он знаком с начала 1990‑х. Новость узнал осенью – как раз когда был на гастролях в нашем городе.

«Архангельский оркестр очаровывал исключительным единством, тонкостью, вдохновением… Перевод его в статус ансамбля… Вообще я люблю играть в ансамблях. Ансамбль был бы хорош, если бы до него не было такого оркестра, как архангельский камерный. Наличие такого творческого коллектива, участие выдающихся мастеров и трогательное отношение приходящих на концерты любителей музыки создавали особенный дух города. Это одно из весомых оснований уважения к себе для архангелогородцев и в целом восприятия Архангельска как культурного центра», – отмечает вологодский музыкант.

«Глобальных изменений не произошло»

Директор Поморской филармонии Василий ЛАРИОНОВ убеждён: глобальных изменений не произошло.

larionov_sn.jpg«Самый простой и самый понятный ответ, почему оркестр стал ансамблем: форму (название коллектива) привели в соответствие с содержанием (нынешнее количество музыкантов). Называться оркестром по всем правилам и нормам он уже не может», – объясняет он.

К началу 85‑го концертного сезона в оркестре сложилась следующая ситуация. Из 12 артистов пятеро покинули коллектив: трое уволились и переехали в другие регионы, одна артистка ушла в декретный отпуск, ещё один артист стал солистом – концертным исполнителем и остался в оркестре только по совместительству.

Филармония, по словам директора, пыталась утолить кадровый голод, дав Владимиру Онуфриеву карт-бланш на приглашение и прослушивание интересующих его музыкантов из других городов. В течение года поток приезжающих был, но ни один музыкант не задержался в Архангельске. Их высокие запросы и выдвигаемые условия филармония обеспечить не может, являясь бюджетным учреждением, а на имеющиеся предложения иногородние музыканты не согласились.

В 2021-2022 годах общий бюджет на привоз музыкантов для оркестра из других городов составил более 2 млн руб­лей. Как отмечает Василий Ларионов, из-за крайне высоких расходов на каждый проект все оркестровые концерты были финансово убыточными. Убытки покрывались за счёт других концертов филармонии. В 2023 году было принято окончательное решение: оркестр становится ансамблем, а финансовая модель деятельности коллектива оптимизируется.

«Решение найдено. Если раньше мы в основном привлекали музыкантов из Москвы и Санкт-Петербурга, они играли программу и уезжали, то теперь будут чаще привлекаться местные музыканты – из Архангельска и Северодвинска. Это, помимо прочего, позволит развиваться и профессионально расти нашему музыкальному сообществу», – добавляет Василий Ларионов.

Две предыдущие программы оркестра, которые прошли в январе и феврале, сыграны силами местных музыкантов и столичных солистов. Эти концерты прошли на очень высоком профессиональном уровне. Однозначно и то, что переход в новый статус не должен сказаться на периодичности, качестве и насыщенности программ коллектива, считает руководитель филармонии. По-прежнему будут приглашаться «звёздные» солисты из столиц и других крупных российских музыкальных центров.

«Тревожно за коллег»

Мы попросили самих музыкантов прокомментировать ситуацию. По понятным причинам – анонимно. Некоторые из них сравнивают в иерархии ансамбль и оркестр с детским садом и университетом. Другие считают, что даже сопоставлять такие разные понятия непрофессионально и неэтично.

«Статус ансамбля уменьшает значимость коллектива, значительно сузился репертуар, уменьшилось количество концертных программ, работа с дирижëром сводится к минимуму, что влияет и на развитие самих музыкантов. В трудовой книжке у нас теперь будет значиться не «артист оркестра», а «артист ансамбля», что не может не повлиять на последующее трудоустройство в профессиональный полноценный оркестр», – уверен один из музыкантов.

«Оркестр для меня – любимая работа, дело жизни. А для города он один из главных сегментов академического искусства. Наш оркестр известен и ценится не только в России, но и в соседних странах. Я ещё застала гастроли в Москву, Санкт-Петербург, Норвегию… Помню овации и прекрасные отзывы в прессе», – отмечает участница ансамбля.

 kirha2.jpg

.

«Оркестр перестал быть оркестром, когда на одну партию произведения остался один человек. Мне тревожно за коллег, которые не готовы к такой смене вектора, и жаль, что столько лет качественной и вдохновенной работы подходят к концу», – резюмирует другой собеседник «БК».

Что касается Концертного оркестра, как нового «главного» оркестрового проекта филармонии, все музыканты сходятся в одном: «Заменить долгую кропотливую работу по взращиванию и воспитанию коллектива разовым временным составом, собираемым от случая к случаю на короткие сессии из музыкантов с разной подготовкой, разным уровнем и разной культурой исполнения невозможно и никак не получится», – считают они.

Чувства музыканты испытывают разные, но равнодушным не остался никто. По общему мнению, есть риск «скатиться до уровня сельского клуба» или распасться вовсе. Но всё‑таки большинство музыкантов, несмотря ни на что, верят в развитие коллектива, возвращение к статусу оркестра, надеются на гастроли и новые молодые кадры.

Комментарий министра

Оксана СВЕТЛОВА, министр культуры Архангельской области:

svetlova_oksana.jpg– Изменение типа концертной организации связано с сокращением численности художественного персонала камерного оркестра. Согласно российскому законодательству норма численности оркестра составляет от 18 человек. Состав коллектива в последнее время уменьшился до 9 человек по причине отъезда сразу нескольких артистов в другие города.

Поморской филармонией проводилась активная работа по привлечению артистов в состав оркестра. За последний год более 10 иногородних артистов выступали на сцене камерного зала в качестве дополнительного состава оркестра, однако только один из них принял решение стать частью коллектива.

Поэтому было принято решение камерный оркестр преобразовать в камерный ансамбль. Все артисты оркестра приняли предложение стать артистами ансамбля, а Владимир Михайлович Онуфриев согласился стать художественным руководителем коллектива.

Архангельский филармонический камерный ансамбль продолжает концертную деятельность в составе Поморской филармонии и будет, как и прежде, давать концерты согласно своему графику, с участием приглашённых музыкантов из Архангельска и солистов из других городов.

Одновременно создание ансамбля позволило построить основу для нового крупного коллектива – Архангельского концертного оркестра, в состав которого вошли ведущие музыканты города. Помимо этого, к программам оркестра будут присоединяться приглашённые дирижёры и солисты, что позволит сделать концерты более разнообразными и знакомить зрителей с новыми именами, которые раньше не звучали на архангельских сценах. В итоге жители и гости нашего города смогут наслаждаться творчеством не одного, а двух коллективов, что, безусловно, расширит возможности для знакомства с классической музыкой и будет способствовать росту интереса к филармонической культуре. Таким образом, коллектив не исчезает и не расформировывается.

Мы писали...

... в 2010-м:

Инструменты выживания Архангельского камерного оркестра

... в 2014-м:

Камерный оркестр: игра на энтузиазме

... в 2017-м:

Филармония для всех: ребрендинг продолжается

... в 2020-м:

Владимир Онуфриев: «Оркестр – это вопрос престижа области»

... в 2021-м:

Поморская филармония: курс на обновление

... в 2022-м:

Мастеру – виват! Несколько взглядов на маэстро Онуфриева в преддверии юбилея





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей