Беседовала Тамара СТАТИКОВА | 18.10.2018 12:15:25
Марина БЛЮМИН, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ, возглавляла жюри IV Межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера», который проходил в Архангельске в дни Маргаритинской ярмарки. После просмотра 38 коллекций, дискуссий с участниками, награждения победителей Марина Алексеевна рассуждает, как мода сегодняшняя связана с костюмом прошлого.
- Вы ехали в Архангельск работать председателем жюри конкурса «Костюм Русского Севера». Север увидели, почувствовали?
- Я прошлась по набережной Северной Двины, побывала в Малых Корелах, потрясающем краеведческом музее. Вдохнула природу, небо, людей, ощутила эту связь с Петром Великим.
А вот работа в конкурсе – это совсем другое дело. Я смотрела коллекции, исходя из знаний истории и законов искусства.
- Это для вас не первый подобный конкурс?
- Да, у меня есть опыт работы в жюри конкурса «Лоскутная мозаика», который проходит в Иваново и Москве. Принимала участие в судействе конкурса «Русский силуэт».
- Значит, у вас есть с чем сравнить?
- Сегодняшние опыты осмысления русского костюма в таком масштабе – для меня это впервые. Я приятно удивлена. Конкурс нацелен на сохранение традиций народного костюма. Для того чтобы сохранить, надо изучить и знать костюм Русского Севера, не только особенности кроя, а весь набор – ансамбль костюма локальной местности, соблюсти все детали комплекса, ничего не перепутать: головные уборы, пояса, женский костюм, девичий, замужний… И мы увидели, что есть специалисты, которые обладают этими знаниями. Награду в номинации «Традиционный костюм Русского Севера» получила Елена Гусейнова из Устьянского района Архангельской области.
- Получается, что поколение сегодняшних модельеров становится носителями знаний о народных промыслах?
- Это те люди, которые связывают нас с прошлым.
- Я о том, надо ли это так трепетно сохранять? Или это как фундаментальна математика – теория, обязательная к изучению?
- Абсолютно. Без знания истории народного костюма во всех подробностях , без сохранения и понимания этих традиций нет следующего шага. А дальше – как дизайнеры одежды способны переосмыслить и создать для нас с вами повседневную одежду, в которой бы прослеживался этнический стиль.
- Что вас лично привлекает в народном, национальном костюме?
- Сам костюм. Все вышивки, которые мы сейчас воспринимаем как декор, были символами, оберегами человека. Семантика народного костюма велика. В прежние времена, только посмотрев, в чём человек одет, по характеру вышивки, по крою, можно было определить социальный статус, место жительства. Другое дело, что тогда люди могли читать эту информацию по костюму, а сейчас мы все это изучаем. Так что чрезвычайно важно этот пласт культуры сохранить.
Глобализация культуры продолжается, и если свою национальную идентичность не закрепить, то какое будущее у страны? Так как страна у нас многонациональна, то представляете, сколько разных локальных, региональных особенностей костюма?! Так что у нашей моды есть будущее. Я вижу в регионах достаточно большой интерес к традициям народной культуры.
Конечно, современные дизайнеры одежды не должны слепо переносить крой, рисунки, орнаменты. Они должны питаться этим, вдохновляться, а потом сказать свое слово творца!
- А где границы фантазии?
- Критерий один – профессионализм. Когда его нет, получается безвкусица. После конкурса был трёхчасовой круглый стол. Мы разбирали каждый костюм, соответствие исторической правде, этнографическому материалу. Надо понимать, как свободно можно, а как категорически нельзя обращаться с этническим прошлым. Я считаю, что одно из условий успеха отечественной моды – это обращение к национальной традиции и умение трансформировать эти идеи в нечто совершенно новое. Но только это новое должно быть построено по законам красоты, гармонии, чувства ритма, цвета.
- Трудно бороться с кичем и безвкусицей… Фестивали, конкурсы, смотры хоть как-то помогают трезво себя оценить.
- Безусловно. Одни профессиональные художники, другие просто мастера, третьи только начинают поиски себя. И никто не застрахован от «кича». Когда вы внутри творческого процесса, вы же не чувствуете, вас «заносит». Вот, почему так важно услышать мнение специалистов со стороны. Главное, быть к открытым к знаниям.
- Вам не кажется, что мода сегодня превращается в сценический костюм? Так, кстати, называлась одна из номинаций фестиваля «Костюм Русского Севера»...
- Сценический костюм имеет свои границы и задачи. На это и ориентируется мастер.
Вы же говорите, о моде, которая эпатирует. Да, то и другое связано с театральным действом. Мода сегодня разновекторная, разная. Мы все же ориентируемся на моду повседневную - ту, что называется casual. Люди должны быть красивы каждый день, тогда и в жизни будет совсем другая энергетика.