Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого, Анастасии Незговоровой и vk.com/pomor_schooner | 26.03.2024 10:22:28
В Архангельске уже больше трёх лет реализуется интереснейший проект, связанный с сохранением и развитием морских традиций Поморья. На площадке Технопарка САФУ имени М. В. Ломоносова строятся традиционные поморские суда по старинным чертежам и технологиям. Идея создания верфи принадлежит руководителю клуба «Морские практики», известному капитану Евгению ШКАРУБА, который в марте стал лауреатом областной премии в сфере культуры и искусства.
Накануне вручения премии мы встретились с Евгением на верфи и поговорили о текущих проектах, строительстве шхуны, сохранении традиций деревянного судостроения и большом путешествии до Мангазеи, запланированном на лето этого года.
Между Галапагосами и островом Пасхи
Всё началось с создания клуба «Морские практики», которому в этом году исполнится 15 лет. Он объединяет людей, увлечённых морем, путешествиями и парусами. Участники клуба не просто путешествуют на яхтах в открытом море, а на практике постигают азы морского дела.
С 2009‑го по 2019 год морские практики прошли под парусами на яхте «Джульетта» более 100 тысяч миль. Во время кругосветного путешествия, в мае 2013 года, на яхте сломалась мачта: это произошло в Тихом океане – между Галапагосскими островами и островом Пасхи. Экипажу удалось изготовить аварийное вооружение и дойти до острова Пасхи, где, заручившись помощью вождя местного племени, моряки сделали временную мачту. Полноценно «Джульетта» была отремонтирована на Таити, и команда смогла продолжить своё плавание.
«Но именно там, между Галапагосскими островами и островом Пасхи, родилась идея строительства нового судна. Мы сидели на рифах и обсуждали, что для подобных плаваний нужно более надёжное мореходное судно, которое даст возможность путешествовать даже в самых суровых районах Мирового океана – Арктике и Антарктике. И таковым является поморская шхуна», – рассказал Евгений Шкаруба.
Моряки стали судостроителями
Завершив кругосветное путешествие, моряки решили построить в Архангельске деревянную двухмачтовую шхуну, какие были распространены на Русском Севере в XIX веке.
«Ведь именно здесь, в Поморье, появилась русская морская культура, зародились традиции деревянного судостроения, создавались уникальные суда, на которых поморы открывали новые земли, – напомнил Евгений Викторович. – И нам предстояло восстановить утраченные технологии. Сначала по фотографиям, затем появились чертежи, частично разрабатывали их сами. А потом мы нашли великолепный архив деревянного судостроения Соломбальской судоверфи, который хранит более 100 тысяч чертежей. Уже несколько лет вместе с университетом занимаемся их сканированием».
В итоге была образована некоммерческая организация «Товарищество поморского судостроения». Её партнёрами стали САФУ имени М. В. Ломоносова и Северный морской музей. Для строительства шхуны университет предоставил ангар – бывшую станцию техобслуживания.
Приспособление его под верфь продолжалось около года. Благодаря Фонду президентских грантов там появилось уникальное пространство «Открытая палуба»: это двухэтажная конструкция, построенная без единого гвоздя. Сегодня на ней проходят выставки художников и архитекторов.
Колыбель знаний
Официальное открытие верфи и торжественная закладка шхуны состоялись 21 ноября 2020 года, в именины Архангельска.
«На начальном этапе строительства шхуны мы столкнулись с несколькими проблемами. Главной из них, кроме финансовой, стало отсутствие в регионе судостроителей, имеющих подобные навыки. Поэтому сделали ставку на обучение, создав на верфи творческую, креативную атмосферу, способную привлечь в проект нужных специалистов, волонтёров, партнёров», – пояснил собеседник «БК».
Это сделало верфь культурно-образовательной площадкой: сегодня здесь проходят практику студенты, проводятся научные исследования, мастер-классы и другие интересные мероприятия.
«Деревянное судостроение – это колыбель любого судостроения, конструктивного мышления», – убеждён Евгений Шкаруба.
Кроме того, верфь стала достопримечательностью Архангельска. Сюда приезжают люди из разных регионов России, чтобы узнать о традициях деревянного судостроения, своими глазами увидеть строительство поморской шхуны.
«Мы знакомим туристов с историей деревянного судостроения и в целом с историей Поморья. Большой упор делаем на практическое обучение: даём гостям инструменты и учим их работать с деревом. Особым интересом верфь пользуется у школьников: за год с экскурсиями нас посетили более 3500 учеников, причём не только школ Архангельской области, но и других регионов», – уточнил руководитель Товарищества поморского судостроения.
Судно для кругосветного плавания
Продолжается строительство главного судна проекта. На сегодня шхуна уже обрела свои очертания: установлены шпангоуты, ведётся изготовление продольных связей – стрингеров, привальных брусьев. Вскоре начнётся обшивка корпуса.
«Тип конструкции, который мы используем при строительстве шхуны, был распространён на Русском Севере в XIX – первой половине ХХ века. В то время это были крепкие мореходные транспортные и промысловые суда, – отметил Евгений Шкаруба. – Несмотря на то, что шхуна строится по традиционным лекалам, она станет современным парусным и моторным судном, оснащённым по последнему слову морской техники».
Шхуна предназначена для большого кругосветного плавания по Северному морскому пути и вокруг Антарктиды. Во время него будут проводиться научные исследования, участники организуют обучение морскому делу, а также съёмки фильма. С борта шхуны планируется вести репортажи, а в портах по пути экспедиции устраивать выставки и выступать с лекциями.
Мангазейский морской ход
Параллельно со шхуной на верфи строятся и другие поморские суда – карбасы.
«Мы думали над тем, как сделать интересной жизнь участников проекта, которым предстоит пять лет строить судно, прежде чем отправиться на нём в путешествие. Ответом на этот запрос стали карбасы. Их можно построить за один-два месяца, а дальше отправляться в плавание, – пояснил собеседник «БК». – В летний сезон наши карбасы работают с туристическими программами на реках Северная Двина, Мезень, в Белом море, в Кенозерском национальном парке».
А вскоре карбас «Матера» отправится в экспедицию до легендарной сибирской Мангазеи. Участники плавания собираются пройти на нём около 3000 километров вдоль арктического побережья. Путешествие займёт три месяца. Во время плавания планируется снять фильм, рассказывающий о технологии передвижения, благодаря которой поморы в XVII веке стремительно открыли восточную часть России от Урала до Тихого океана.
«Это будет не просто путешествие, но ещё и непрерывная череда встреч, лекций, выставок. Затем мы представим карбас на выставке «Технология открытий» в Музее Москвы. А в следующем году отправимся на «Матере» в новое плавание из Москвы по Волге в Онежское озеро, Белое море и домой в Архангельск», – уточнил Евгений Викторович.
Также в ближайших планах – строительство музея народных лодок на одном из островов в дельте Северной Двины рядом с Архангельском.
«Это позволит нам создать свою базу у воды, куда переведём часть построенного на верфи флота. Здесь можно будет организовывать карбасные регаты, появится музей, где мы будем собирать народные лодки, материалы о народном судостроении Поморья. Жители и гости Архангельска смогут посетить музей, покататься на карбасе по ближайшим островам», – поделился планами Евгений Шкаруба.
Творчество чистой воды
В целом за эти годы верфь получила более 15 грантов Президента РФ, Президентского фонда культурных инициатив, Фонда Владимира Потанина, министерства культуры, а также губернатора Архангельской области.
«Двигаться дальше нам помогают не только гранты, но и поддержка университета, бизнес-партнёров, которые предоставляют оборудование и инструменты. Нам помогают члены клуба «Морские практики». Также большим подспорьем являются участие и победы в конкурсах, помогающих продвигать проект», – отметил собеседник «БК».
В марте Евгений Шкаруба стал лауреатом областной премии в сфере культуры и искусства за плодотворную деятельность по возрождению традиционного деревянного судостроения, создание и активное продвижение бренда Русского Севера «Поморский карбас».
«Для нас подобное признание очень важно. Это подтверждение того, что сохранение народного судостроения как объекта культуры действительно необходимо. Подобные проекты позволяют объединить общество, людей самых разных взглядов, профессий, положения, возраста. Ведь у каждого человека есть своя история, связанная с лодками, морскими путешествиями или мечтами о море. Благодаря этой поддержке проект живёт и развивается. А для нас – организаторов проектов Товарищества поморского судостроения – это творчество чистой воды», – добавил Евгений Шкаруба.
Верфь Товарищества поморского судостроения стала победителем полуфинала конкурса Росмолодёжи «От южных морей до полярного края». До конца марта проходит голосование за включение объектов в ТОП‑30 достопримечательностей России. И архангельская верфь имеет все шансы выиграть.
Лучше всего выбирать номинацию «Атмосфера моей компании».
Проголосовать можно, перейдя по ссылке.