Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого и https://vk.com/arhsevmormuseum | 16.08.2024 13:46:05
Гуляя по Красной пристани в Архангельске, сложно не обратить внимания на теплоход «Коммунар»: совсем недавно он перевозил пассажиров на острова в дельте Северной Двины, а сегодня стоит и ждёт, когда превратится в музей. Преобразившись ко Дню города, теплоход впервые после паузы был открыт для горожан в рамках инсталляции «Коммунар. Сны вне времени». О том, как это было и почему так важно музеефицировать судно, «Бизнес-классу» рассказал директор Северного морского музея Евгений ТЕНЕТОВ.
Пространство для искусства
На первых этапах, когда музеефикация «Коммунара» только продумывалась, уже было ясно: из судна не сделать полноценный выставочный зал. Предметы государственного музейного фонда, согласно нормативным документам, требуют особого отношения к себе: температурно-влажностного режима, специального света, охраны и т.д.
«Тогда появилась идея создать зал, где бы разные художники и историки могли воплощать тематические проекты, связанные с водой, историей Северной Двины, пароходства, историей судостроения, современными средствами», — поясняет Евгений Тенетов.
Речь идёт об инсталляциях, фотографиях и других арт-средствах, которые не требуют особых условий содержания выставляемых объектов.
Зимой в Архангельск приехала группа художников из Московского музея современного искусства под руководством наставника Лизы САВИНОЙ. В рамках проекта «Выход в город» москвичи осмотрели много разных объектов в столице Поморья и, конечно, не обошли вниманием «Коммунар».
.
«Не один художник сказал, что хочет сделать на судне инсталляцию. Даже своего рода конкуренция была, все захотели работать именно с «Коммунаром». Потому что это большая редкость - живое судно. В России это, может быть, даже единственный на сегодняшний день объект, который в таком формате может себе позволить взаимодействовать с художниками. Но это «сырое» пространство, где внутренние помещения ещё не обрели своего убранства», — уточняет директор Северного морского музея.
Канаты, шум и фотографии
Авторы проекта «Коммунар. Сны вне времени» — увлечённые разными направлениями искусства художники. Объединившись, они гармонично вдохнули в «Коммунар» новую жизнь, пусть и на несколько дней.
В рубке разместилась фотовыставка «Матера» авторства Гульшат Губайдуллиной. Снимки рассказывали о команде Товарищества поморского судостроения.
В кормовом салоне художница Дарья Чагина устроила видеоинсталляцию «Дельта Северной Двины / Переходная территория. Проект о дельте Северной Двины». В ней дельта реки исследовалась как динамический или переходный ландшафт между городом и Белым морем. По мнению художницы, сегодня эта единственная урбанизированная речная дельта в субарктическом поясе сталкивается с увеличением антропогенной нагрузки, сезонными и мировыми климатическими изменениями. По замыслу автора, именно понимание взаимосвязи между внешними факторами, динамикой ландшафтов и культуры жизни в дельте — один из ключей к воротам Арктики.
В машинном отделении на время появилась настоящая «Шумовая комната» — звуковая инсталляция Дарьи Орловой пробудила место, где раньше гудел мотор. Как пояснила художница, корабль издавал фантомные звуки — шумел, ревел, словно вспоминал о чём-то в надежде снова отправиться в путь.
«Зритель не мог попасть в это помещение, но мог прислушаться и почувствовать движение корабля, движение жизни», — отмечала автор.
Необычную метафору для «Коммунара» нашли художницы Наташа Романенко и Наташа Суворова: они сравнили пароход с гусеницей, которая готовится превратиться в бабочку после скорого ремонта. На носовой палубе, в носовом салоне они сделали многоканальную звуковую инсталляцию «Метаморфоза», в которой использовались канаты, рыбацкие сети, пряжа.
«Такое ощущение, что у «Коммунара» снова забилось сердце, заработала машина. Этот гул, эта атмосфера… Было ощущение, что сейчас теплоход даст гудок и отправится снова на Кегостров. Такое оживление лично на меня произвело очень хорошее впечатление», — признаётся Евгений Тенетов.
«Зашли, придумали и реализовали»
Музей не вмешивался в творческий процесс, но помогал архивной и другой интересной информацией по запросу инсталляторов. Успешность этого проекта на День города можно измерить в количестве посетителей «Коммунара» за те несколько дней, когда судно было открыто для гостей. По данным директора Северного морского музея, на теплоходе побывали более 900 человек.
«Я думаю, что это хороший индикатор. Акция прошла заметно. Она запомнилась людям, которые с большим энтузиазмом посещали судно», — делится впечатлениями директор музея.
По его мнению, так вышло потому, что горожане не придавали особого значения «Коммунару», когда он ежедневно возил людей на Кегостров. А теперь судно стало вызывать любопытство у тех, кто гуляет на набережной. Иными словами, у «Коммунара» появилась «добавленная ценность».
«Вот теперь, конечно, уже очень интересно оказаться на «Коммунаре». Самое важное для нас — обратить общественное внимание на теплоход, показать бизнесу, властям, что мы с ним работаем, что он интересен, уже вписан в городскую среду как важный объект показа. Наконец-то в Архангельске появляется музейное судно! Не у каждого города есть такая роскошь», — подчёркивает Евгений Тенетов.
.
Тотальная инсталляция была реализована по Президентскому гранту. А на грантовые средства фонда Потанина музей планирует музеефицировать «Коммунар». Как говорит Евгений Тенетов, если внешний облик теплохода уже презентабелен, то над внутренней частью ещё предстоит поработать.
«Как раз нужно решать, как преобразовывать пространство судна в выставочное. Тотальная инсталляция, что ребята предложили, стала тем самым пробным камнем, который добавил нам уверенности и смелости. Мы немножко с опаской подходили к этому делу, кумекали, прикидывали, а они просто зашли, придумали и реализовали», — отмечает Евгений Тенетов.
Теперь музей готовит для теплохода проект обновления внутренних помещений. Также в грант заложено большое количество событий на борту судна: концерты и другие мероприятия для архангелогородцев.
«Красная пристань очень нравится музыкантам, для них это важная площадка. Нам пишут, предлагают форматы концертов на палубе «Коммунара». Здесь уже выступала, к примеру, певица и арфистка Мария Хачатурова из Москвы. Так что, хотя «Коммунар» будет в процессе ремонтных работ, события вокруг судна не прекратятся», — добавляет Евгений Тенетов.