Ирина КОСОПАЛОВА. Фото Марии Скомороховой | 25.09.2024 23:09:55
25-27 октября в Архангельске состоится долгожданное для многих событие: Дни джаза. Концерты пройдут в Архангельском городском культурном центре. На состоявшейся сегодня, 25 сентября, пресс-конференции в джаз-клубе Тима Дорофеева организаторы рассказали о том, кого и что увидят и услышат архангелогородцы на фестивале. А программа обширная, в ней есть и сюрпризы, и полюбившиеся хиты.
История фестиваля давняя. Возникли Дни джаза в Архангельске по инициативе замечательного музыканта Владимира РЕЗИЦКОГО, 80-летие со дня рождения которого поклонники его творчества отмечают в этом году. Его детище оказалось живучим. Нынче Дни джаза проводятся уже в 42-й раз.
Начнутся они с видеофильма, посвященного памяти Владимира Резицкого, оставившего яркий след в сердцах музыкантов и слушателей, презентацией книги о музыканте. Её автор-составитель Елена СЕРГИЕВСКАЯ, а оформил издание архангельский художник Алексей ГРИГОРЬЕВ.
Безусловно, испанский гитарист Анхель ОНТАЛЬВА станет гвоздём программы. Он выступит в первый день фестиваля. Но кроме того публику ждёт встреча с известными архангелогородцам джазменами из других городов. Выступят трио ГАЙВОРОНСКИЙ - ВОЛКОВ - КОНДАКОВ из Санкт-Петербурга, «Уральский диксиленд» из Челябинска, Анастасия ЛЮТОВА и «Лютый бенд» из Москвы. Словом, ждём гостей со всех волостей.
Особое место на эстраде - архангельским музыкантам, которые давно снискали себе славу как оригинальные и профессиональные исполнители и знатоки джаза. В завершение фестиваля - выступление Арт-ансамбля Тима ДОРОФЕЕВА, звучание которого ни с чем не спутать.
Охотники до эксклюзива и те, кто не преминет поддержать молодые таланты, не пропустят концерт «Дети в джазе». Он состоится 26 октября и пройдёт в рамках программы, поддержанной архангельским джаз-клубом и министерством культуры региона «Дети. Музыка. Жизнь». Юные исполнители - под опекой вокалистки Марии КОРЕЛЬ. И ещё одна неожиданность: под занавес фестиваля выступит Архангельский филармонический камерный оркестр Владимира ОНУФРИЕВА. Программа выступления, как обещают, - «сочетание несочетаемого».
Впрочем, как напомнил на пресс-конференции Тим Дорофеев, джаз - это импровизация, а стало быть - совершенно неведомая дорога сразу в нескольких направлениях: фольклор, традиционный блюз и диксиленд, невиданные реминисценции и аранжировки классических мотивов и эксперименты со звуком. Все это и будет представлено на концертах во всем блеске. Недаром наш праздник знают не только у нас в стране, но и за рубежом и называют «Фестивалем импровизационной музыки».
Спонсор у нынешних Дней джаза солидный - Альфа-банк. Социально ответственный крупный бизнес, как видно, поддерживает культурные инициативы тем более проверенные временем. А первый фестиваль джаза, как припомнили музыканты, проходил без спонсоров на средства самих джазменов, которые выступали тогда больше по ресторанам и шутили: «Сегодня он играет джаз, а завтра Бог ему подаст».
Тим Дорофеев уверен: «Джаз - это история отнюдь не про деньги». По мнению профессионала, эта музыка противостоит обществу потребления. Есть коммерчески успешные исполнители, произведения, которые все равно что товар - удобный и угодный потребителю, да ещё и завернутый в красивую упаковку. Джаз - совсем не то. Он удивляет, а не удовлетворяет, требует от исполнителя смелости, умения рисковать, а от слушателей - сопричастности происходящему, доверия и эмоциональной отзывчивости. И кроме того джаз всегда ещё и шоу. Его необходимо не только слышать, но и видеть.
Российскому джазу более 100 лет, напомнили на пресс-конференции. «Всё может наскучить, - последовало скептическое замечание одного из журналистов. - Не наскучит ли импровизация исполнителям и слушателям? Не захотим ли мы в конце концов меры, чётких критериев и порядка?»
Ответ тех, кто предан джазу по гроб жизни, был неожиданным: оказывается, великим импровизатором, находящимся вне критериев и предустановленного порядка, был, например… Бетховен. А значит, считают джазмены, он - наш человек в мире музыки.
И сколько раз за сто лет слышались призывы укротить вольный дух джаза, а то и вовсе запретить «это безобразие». Но джаз жив. Импровизация как была его душой, так и остаётся. По-видимому, она - воплощение свободы и условие самовыражения. И потому - вечна и бесконечна.