Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 10.02.2012 05:33:49
Воскресным вечером 5 февраля в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова завершился фестиваль лейбла Leo Records в России. Вечеринка на 120 гостей. Аншлаг. Сравнительно небольшой зал не вместил всех желающих встретиться с легендарным продюсером Лео ФЕЙГИНЫМ (на снимке) в стенах архангельского клуба «Джаз-мастерская».
Давным-давно, когда в Архангельске еще не было ни единой сценической площадки, где могла бы открыто звучать экспериментальная импровизационная музыка, у наших меломанов был сладкий запретный плод – передачи Русской службы BBC. Ведущий авторской программы «Джаз», радиожурналист Алексей Леонидов – не кто иной, как Лео Фейгин, основатель и владелец лейбла Leo Records.
Яркий представитель ленинградской интеллигенции с утонченными манерами, богатой эрудицией и неподдельной любовью к искусству – таких мужчин любили прекрасные дамы и на дух не выносили сексоты. Еще в 50-е он попал в поле зрения КГБ, а в начале 70-х получил «предложение, от которого невозможно отказаться». Звучало оно так: «Если вы примете решение уехать из страны, мы не будем вам препятствовать».
Фейгин эмигрировал. Сначала в Израиль, потом в Великобританию, чтобы извлекать на свет музыкальные сокровища, скрытые за «железным занавесом», и делать их достоянием мировой культуры.
Из Девона с любовью
У независимой студии Leo Records есть четко обозначенная направленность – фри-джаз и так называемая новая музыка. Трио Ганелина (Вячеслав Ганелин, Владимир Чекасин и Владимир Тарасов), дуэт Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова, Саинхо Намчылак, «Оркестрион»… он продвигает только некоммерческое искусство. Все эти музыканты в разное время выступали на фестивалях Резицкого – так в руки известного продюсера попали первые записи джаз-группы «Архангельск».
«Когда я, еще студентом музыкального училища, узнал, что у Резицкого вышла пластинка на студии Лео Фейгина, который записывает коллекционные диски звёзд зарубежного джаза класса Сесила Тейлора и Sun Ra, для меня это звучало как нечто нереальное и недосягаемое», – вспоминает гитарист и продюсер Тим Дорофеев.
Вот и настал его черёд. В апреле Leo Records издает диск North & East – этот проект начинали в Архангельске Тим Дорофеев, Катя Зорина, Олег Юданов, Николай Клишин, Джаваншир Казымов, а теперь в него влились новые персоналии – например, единственный стил-драм России Михаил Соколов и башкирский саксофонист, лауреат премии Grammy Олег Киреев. Этническая музыка, фри-джаз, блюз – три пристрастия Тима, объехавшего со своими проектами более 40 крупных международных фестивалей.
Лейбл Leo Records появился в 1979 году в графстве Девоншир на юго-западе Англии. Через три года один из двух «великих рыжих», как шутливо называли друзья Резицкого и Тарасова, организовал в Архангельске первый международный фестиваль нового джаза, а другой вышел на сцену, чтобы выдать землякам свое блистательное соло на барабанах. Владимир Резицкий и Лео Фейгин стартовали в одно время. С тех пор выросло и повзрослело целое поколение.
Когда Фейгин начинал выпускать из подполья русский джазовый авангард, он снял для BBC 10-серийный англоязычный фильм о джазовых экспериментах в России. Неделю назад, открывая творческую встречу в Музее художественного освоения Арктики, он продемонстрировал две серии – о джаз-группе «Архангельск» и «Поп-механике» Сергея Курёхина..
«Если бы я создал бэнд, то на барабанах бы играл Олег Юданов, на контрабасе – Николай Клишин, а на саксофоне Алексей Круглов», – комментировал происходящее на экране Фейгин. После презентации его книги All That Jazz, все три музыканта вышли на сцену вместе с Тимом Дорофеевым и Константином Седовиным. Зазвучал сильный и чистый голос Кати Зориной… Полновесный литературно-музыкальный перфоманс связал воедино музыку, вокал и поэзию Алексея Круглова – молодого лидера экспериментального искусства, выпустившего за последние два года четыре альбома на студии Leo Records.
Сойдя со сцены, Лео гармонично вписался в аудиторию Джаз-мастерской. Такое впечатление, что он уже не раз бывал в этом зале. Да, Фейгин неплохо знает и высоко ценит наши культурные традиции. В их доме висит графика Евгения Зимирева из цикла «Деревня у моря», а жена Лео Нора ходит на рынок с берестяной корзинкой, подаренной архангелогородцами. Leo Records Festival проходил всего в трех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске, где 30 лет назад начались Международные дни джаза.
Тим и Лео
Тут необходимо упомянуть еще одно недавнее событие. В середине октября Архангельский музыкальный колледж и Джаз-мастерская Тима ДОРОФЕЕВА (на снимке) при поддержке областного правительства провели Фестиваль Владимира Резицкого. Им впервые выделили грант на двухдневный музыкальный праздник в честь того, кто впервые в истории города вывел экспериментальную музыку на большую сцену.
Когда-то Резицкий стремительно поднял фестиваль до международного уровня благодаря поддержке интеллектуальной элиты города: музыковеда Елены Сергиевской, искусствоведов Татьяны Шлык и Ларисы Турусиновой, художников, театралов и поэтов. Осенью Елена Сергиевская впервые за много лет вырвалась из Москвы в Архангельск, чтобы спустя три десятилетия вновь открыть фестивальную программу и прочитать лекцию по истории архангельского джаза студентам музыкального колледжа.
Занявшись культуртрегерством, пять лет подряд Дорофеев нес убытки и вкладывал в Джаз-мастерскую почти все деньги, заработанные на зарубежных гастролях. Его работа в последнем составе группы «Архангельск» была хорошей школой организации фестивалей, но каждый из них – испытание, каждый учит чему-то заново. Только сейчас он решился назвать себя продюсером, чья основная задача - систематически находить и грамотно использовать средства на их проведение, регулярно выплачивая гонорары участникам.
У Дорофеева сформировалась команда, в которую входят и местные предприниматели, выступающие в роли меценатов Джаз-мастерской, – не потому, что надеются когда-либо вернуть вложения, а потому, что творческий застой им в принципе отвратителен. Сейчас Тим шаг за шагом воплощает проекты, которые не успел завершить Владимир Резицкий. Джаз-мастерская радует гостей правильно выстроенной акустикой, атмосферой европейского арт-клуба и публикой, подготовленной к восприятию импровизационного искусства.
В Архангельске работают некоммерческие музыканты, не уступающие западным коллегам по таланту и технике игры, заметил Лео Фейгин. Сейчас у них с Тимом Дорофеевым есть конкретная цель: создать фонд, способствующий их творческому взаимодействию.
«Я не устаю повторять, что «железный занавес» по-прежнему существует, – делится размышлениями Тим. – Телевидение, радио – ну где ты услышишь качественную мировую музыку? На канале «Культура», может быть, и то поздно ночью. Все построено на коммерции, все «в формате»! Поэтому наши небольшие фестивали и концерты – своего рода инъекции, впрыскивания современного экспериментального искусства в общественное сознание».
Архангельску необходимы две-три качественные площадки, чтобы у музыкантов и слушателей была свобода выбора, считает он. Готов проект продюсерского центра «Архангельск-джаз». Он должен открыться в следующем году, а сейчас каждый уикэнд творческое содружество поэтов, художников и артистов устраивает некоммерческие акции, продолжая лучшие культурные традиции 80-х.
На 26 февраля а Джаз-мастерской намечен благотворительный концерт – сбор средств на лечение актера Архангельского театра кукол Сергея Микушева. В программу уже включены выступления лучших музыкантов города и поэта Василия Матонина.