Ольга ИСТОМИНА. Фото пресс-службы Поморской филармонии | 27.10.2018 12:18:09
Необычный концерт, в котором произведения Чайковского и Римского-Корсакова в исполнении симфонического оркестра соединились с органной музыкой, песочной анимацией, видеоартом и художественным словом, состоялся в Камерном зале Поморской филармонии. Поводом для творческого эксперимента стал юбилей здания Кирхи. С момента возведения лютеранской церкви в Архангельске прошло 250 лет.
Над созданием музыкально-художественной постановки несколько месяцев работал режиссер Архангельского театра драмы Алексей ЕРМИЛЫШЕВ. Это масштабное представление – уже не первый опыт сотрудничества режиссера с филармонией. Так, в октябре состоялась премьера программы «Новый Жюль Верн», в которой поэзия Иосифа Бродского парадоксальным образом соединилась с русскими рок-хитами на морскую тематику в исполнении ансамбля «Антари Поморья».
А в музыкальную ткань представления «Исчезнувший город» оказались деликатно вплетены воспоминания Эрны Вагнер, Гаральд Г. Линдес и Евгении Сурковой об их жизни в Немецкой слободе Архангельска. Их детские впечатления от светлых рождественских дней, когда девочки с нетерпением ждали окончания долгой церковной службы, чтобы увидеть праздничную елку и открыть подарки, сменялись рассказами о проводах отца в долгую поездку «учиться целлюлозному делу». А еще о том, как они ставили домашние спектакли и занимались в заводском театральном кружке, где даже корону для Снежной королевы мастерили из целлюлозы… Сокровенными воспоминаниями «героинь» со сцены Кирхи делились актрисы театра драмы Ольга ЗУБКОВА, Татьяна БОЧЕНКОВА, Мария СТЕПАНОВА, Татьяна СЕРДОТЕЦКАЯ и актриса студии при театре Алина СЕМЁНОВА.
Центром этой маленькой вселенной была Кирха, которая за годы своего существования стала неотъемлемой частью всего города, важной не только для лютеран. Повторяя собственную историю, она появилась и уже не исчезала в оживающих песочных картинах художника Александра МЕНУХОВА. В призрачном заснеженном городе, среди невысоких деревянных домов она осталась символом чего-то неизменного – а значит, близкого к вечности. На узких улочках «исчезнувшего города» один за другим растворились в небытии его нарисованные жители, но остались устремленные вверх стены Кирхи. Здесь по-прежнему звучит орган: мелодию хоральной прелюдии Баха и фантазию g-moll Мютеля в концертной программе исполнил кантор лютеранской церкви Святых Петра и Павла Сергей СИЛАЕВСКИЙ (Санкт-Петербург).
Светлое и праздничное настроение первого отделения концерта, в котором классические произведения Чайковского и Римского-Корсакова звучали в исполнении симфонического оркестра Поморской филармонии под управлением дирижера Виктора ВОРОБЬЁВА, сменилось грустными мелодиями прощания с прошлым. Кажется, только что пары кружились в бальной зале (видеоинсталляция Сергей ЖИГАЛЬЦОВА) под музыку полонеза из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, но вот уже переворачивается страница и память предлагает другой сюжет. Так происходит встреча с живой историей: время нельзя повернуть вспять, но одна точная деталь создает иллюзию путешествия в прошлое столетие…
Почетным гостем путешествия в «исчезнувший город» стал пастор пяти лютеранских общин на северо-западе России Михаэль ШВАРЦКОПФ. Он отметил, что праздник в честь 250-летия Кирхи – это совместный проект лютеранской общины Архангельска и Поморской филармонии.
«Посещать концерты в Кирхе для меня большая радость. Здесь ощущается такой прекрасный дух вдохновения и надежды. Люди, которые построили это прекрасное здание, понимали, что свобода дана человеку для того, чтобы служить другому человеку», – сказал пастор, обратившись к собравшимся любителям музыки.
Завершающим музыкальным номером программы стало исполнение интермеццо из оперы П. Масканьи «Сельская честь», в котором орган прозвучал вместе с симфоническим оркестром. Кстати, до недавнего времени концерты симфонического оркестра были редкостью в филармонии Архангельска и приурочивали к знаковым событиям. В следующий раз в исполнении симфонического оркестра Поморской филармонии можно будет услышать произведения от классики эпохи барокко до рока: программу «Сквозь время» музыканты готовят к Новому году.