Сергей ИВАНОВ, директор консалтинговой компании «Мастерская Менеджмента» | 17.11.2011 07:49:40
Статья прошлого номера «Верующие в успех» о конфликте компании «Праксис-Карьера» и Православной церкви активно комментируется на сайте «БК». Не ставя цель поддерживать ни одну из сторон, наша компания, занимаясь управленческим и маркетинговым аудитом, предлагает обдумать эту ситуацию с точки зрения бизнеса и конкурентной борьбы.
На архангельской земле столкнулись две церкви – русская и американская. Кажется, это событие вызвало больший ажиотаж, чем предвыборные гонки и даже приезд Путина. Тема получила продолжение во время визита в Архангельск эксперта по деструктивным культам и сектам профессора Александра Дворкина, который даже обвинил сайентологов в подписании договоров с ЦРУ. Так это или нет — в любом случае разберется ФСБ. Я хочу сказать о другом...
РПЦ – мощная организация, которая (в отличие от любой политической партии) делает великое дело – она показывает смысл жизни, определяет мораль, формирует религию. Но на Земле в настоящее время существует шесть основных религий – и каждая из них тысячелетиями претендует на единственно правильные догмы. Те, кого не устраивают эти представления, собираются в свой круг и по-своему объясняют себе смысл и мораль. «Большие» церкви называют их сектами.
Теперь попробуем представить, что Православная церковь — это крупная компания с богатой историей, центральным аппаратом управления и иерархией, имеющая многочисленные филиалы как в России, так и за рубежом...
Управленцы высшего звена, работающие в компании, как правило, имеют превосходное специализированное образование, поддерживаемое сильным внутрикорпоративным обучением. Управление филиалами отработано веками, задачи по привлечению клиентов хорошо структурированы, конкретны, понятны. Маркетинговые стратегии продуманы и различны по отношению к целевым аудиториям: детей привлекают одним, взрослых - другим, для представителей светской власти разработаны иные стимулы.
Компания широко использует современные средства продвижения – издает газеты, книги, имеет свои теле- и радиоканалы, у каждого филиала свой собственный сайт, официальная деятельность широко освещается в СМИ. На компанию работают ученые, историки, философы. Высшие иерархи компании – публичные деятели, которых всегда приглашают на значимые события городского или государственного масштаба, их деятельность распространяется и за рубеж.
Компания имеет сильнейшую корпоративную культуру, основанную на миссии, разделяемой (по крайней мере, формально) всеми служителями и паствой - спасать души верующих христиан.
Структура клиентской базы неоднородна, «интеллектуальная элита» намного чаще, чем обычные люди, причисляет себя к атеистам. Это отражает общемировую тенденцию: согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского университета Р. Линна в Великобритании, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.
Как любая компания, Православная церковь действует в условиях жесткой конкуренции. Конкурентов много. Например, в Москве зарегистрировано около тысячи религиозных объединений и организаций, которые представляют более 50 различных вероисповедных направлений, среди них ислам, иудаизм, буддизм, армянская церковь, католицизм, лютеранство, протестантизм, а также Русская православная старообрядческая церковь.
Поэтому появление в Архангельске сайентологов (если это действительно так), представителей достаточно заметной американской религиозной организации, воспринято епархией «в штыки». Тем более, как утверждают представители Православной церкви, бизнес сайентологов здесь оказался успешным. А значит - оттянул часть клиентов.
Никто не спорит - вера очень выгодна: всегда есть кого попросить помочь выиграть в лотерею или найти миллион. Некоторым из нас важны духовные достижения через приобщение к мировому порядку. Вопрос только – кому молиться? Есть ли единственно правильная вера? Думаю, что нет, как и «правильных» способов жить и единственно правильных способов зарабатывать деньги.
Развернувшаяся война, в общем-то, понятная и узнаваемая, даже предсказуемая. По такому же сценарию могла бы развиваться публичная конкуренция между МТС и, например, TELE2 - компанией с европейским капиталом. Но почему-то мы не встречали ни личных обвинений в адрес руководителя архангельского филиала TELE2, ни размещения его фотографий на сайте МТС вкупе с обвинениями в том, что иностранные шпионы собирают информацию о своих клиентах и даже знают (!!!) личные номера их мобильных телефонов. Видимо, конкуренция в отрасли телекоммуникаций протекает более добропорядочно, чем в среде представителей всевозможных вер и религий.
Во всей этой ситуации ясно одно: удачный PR-ход выгоден обеим сторонам. Разве мы бы вспомнили о тех и других, если бы не эта пикантная история, развернувшаяся на почве конкуренции?