Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА, Фото: Алексей ЛИПНИЦКИЙ | 20.05.2011 10:02:54
Управляющая компания «Альянс-менеджмент» вновь подтверждает свою репутацию. На Международном форуме «Молочная индустрия - 2011» молоко «Белозорие» производства ОАО «Молоко» стало обладателем гран-при. Медалями международной выставки «Продэкспо - 2011» отмечена продукция ООО «Архминводы». ЗАО «Архангельская молочная компания» по результатам Всероссийского бизнес-рейтинга присвоен статус «Лидер экономики России - 2010».
Новые успехи — результат работы эффективной и по-своему уникальной системы управления бизнесом, уверены руководители предприятий. О том, как эта система создавалась и развивается, рассказывает генеральный директор УК «Альянс-менеджмент» Владимир ПЕТРОВ (на снимке).
- Само наименование — управляющая компания — воспринимается сейчас несколько предвзято. Чаще всего мы слышим его с привязкой к сфере ЖКХ, где успехов не так много. УК, подобных нашей, в Архангельской области немного.
Основной целью создания управляющей компании «Альянс-менеджмент» была организация комплексного дистанционного ведения бизнеса собственника. Такая идея появилась у нас в июне 2008 года. В первую очередь УК вырабатывает стратегические планы предприятий и корректирует их в соответствии с изменяющейся ситуацией на рынке. Кроме того, управляющей компании переданы такие функции, как координация маркетинговой политики, решение юридических вопросов и так далее.
В течение полугода с участием внешнего консультанта мы прорабатывали положение об управляющей компании, распределяли полномочия между всеми звеньями холдинга. Сегодня УК является его единоличным исполнительным органом. В состав УК входят управляющие директора всех остальных предприятий. С обществами заключены договоры управления, согласно которым «Альянс-менеджменту» передана часть полномочий, за их исполнение вносится установленный платеж.
По этой системе мы работаем уже более двух лет - с 1 января 2009 года.
- Владимир Сергеевич, какие задачи вам, как руководителю управляющей компании, были поставлены в первую очередь?
- На начальном этапе основные усилия УК «Альянс-менеджмент» были направлены на достижение управляемости бизнесом при сохранении законности и прозрачности всех бизнес-процессов.
Приведу лишь один пример: на тот момент из всех компаний холдинга на основании бюджетов работали только ОАО «Молоко» (его опыт взят за основу) и ЗАО «Архангельская молочная компания». Мы разработали положение о бюджетном управлении с указанием лимитов на расходы по всем статьям, по каждой функциональной единице.
На отработку системы в целом, обучение и переобучение сотрудников ушло около полугода. К этому времени уже можно было говорить о гармонизации управленческих процедур и хорошей управляемости обществами.
- Каковы на сегодняшний день основные финансовые результаты?
- Товарооборот холдинга за период работы управляющей компании вырос на 14% и составляет сегодня более 2 миллиардов рублей. Консолидированный финансовый результат в доходной части увеличился в 1,4 раза. При том, что управляющая компания, казалось бы, номинально расходное звено.
Есть определенные достижения и в управлении брендами. Узнаваемость марки «Белозорие» достигла узнаваемости большинства федеральных брендов – 76%. Для сравнения: узнаваемость бренда «Простоквашино» в нашем регионе — 74,9%, «Домик в деревне» - 79%. ОАО «Молоко», кстати, готовит к выводу на рынок два совершенно новых бренда.
- Если речь идет о больших вложениях, как принимаются совместные решения?
- Инвестиционные проекты разрабатываются под руководством управляющей компании. Например, если речь идет о покупке недвижимости или оборудования, готовится полное обоснование вложений, просчитывается экономический эффект от внедрения. И только после того, как произведены все расчеты, инвестпроект предлагается на рассмотрение собственникам.
К примеру, на этот год для ОАО «Молоко» мы уже «защитили» два серьезных инвестпроекта: по реконструкции котельной на сумму 27,5 миллиона рублей и на покупку оборудования в творожный цех на 24 миллиона рублей.
- Какую выгоду в составе холдинга имеют малые предприятия?
- Малые предприятия холдинга пользуются всеми ресурсами, которыми располагают крупные компании под управлением УК «Альянс-менеджмент» (в частности, наработками инновационного отдела ОАО «Молоко»), имеют дополнительные источники финансирования, наравне участвуют в тендерах, в том числе и по муниципальным контрактам.
Сейчас мы изучаем варианты выхода на рынки других регионов с комплексом продуктов: ресурсов одного, особенно малого предприятия, скорее всего оказалось бы недостаточно, а в составе холдинга это возможно.
- Какие еще задачи ставятся управляющей компанией на ближайшее будущее?
- Одна из практических задач — внедрение электронного документооборота, автоматизация бюджетных процессов с использованием созданного корпоративного портала.
Для решения стратегических целей в управляющей компании работает совет по развитию. К его работе будут подключаться уже не только топ-менеджеры холдинга, но и линейные менеджеры среднего звена. А глобальная цель УК «Альянс-менеджемент» остается неизменной: сохранение и дальнейшее укрепление лидирующих позиций холдинга на региональном рынке.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Владимир МИХАЙЛОВ, управляющий директор ЗАО «Архангельская молочная компания»:
- Под руководством УК «Альянс-менеджмент» мы усовершенствовали бизнес-процессы предприятия, научились более грамотно управлять денежными ресурсами, оптимизировали затраты. Компания не только пережила кризис практически без потерь, но и улучшила свои финансовые показатели. Конкуренция обостряется, на наш рынок приходят новые игроки с новыми продуктами, сохранять лидерство становится все труднее. Однако благодаря слаженной работе всех сотрудников компании, мы успешно решаем поставленные задачи.
В рамках программы «Всероссийский бизнес-рейтинг», которая опирается на данные Росстата, нашему предприятию присвоен статус «Лидер экономики России 2010», вручен национальный сертификат. Места в рейтинге распределялись между 646 000 предприятий из всех регионов России, и «Архангельская молочная компания» попала в TOP-предприятий, заняв почетное 24-е место.
Наталья КАШЕНЦЕВА, управляющий директор ООО «Архминводы»:
- До включения в холдинг ООО «Архминводы» было небольшой компанией, сохранявшей черты семейного бизнеса. Под управлением УК менеджмент предприятия поднялся на принципиально новый уровень. Проведен рестайлинг брендов «Кнежица» и «Куртяевская» при сохрании главного мотива — природной чистоты воды, северных традиций.
В 2010 году мы выпустили новую линейку «Кнежицы», которая успешно конкурирует с федеральными аналогами. Уровень известности «Куртяевской» достиг 96%, «Кнежицы» - 77%. Продажи выросли в среднем на 12%. В феврале 2011 года мы впервые участвовали в международной выставке «Продэкспо», где завоевали три бронзовые награды.
СПРАВКА «БК»
Под управлением УК «Альянс-менеджмент» находится группа предприятий. Самые крупные из них - ОАО «Молоко» (производство молочных продуктов), ЗАО «Архангельская молочная компания» (реализация продуктов питания) и ООО «Архминводы» (производство и реализация питьевой и минеральной воды).
В холдинг также входят: ООО «Провиант» и ООО «Провиант плюс» (розничная торговля продуктами питания), ООО «Ротек» и ООО «Куртяевский источник» (добыча питьевой минеральной воды), ООО «Мост-Т» (сдача коммерческой недвижимости в аренду) и ООО «Транс-Т» (оказание транспортных услуг). Общая численность сотрудников холдинга — более 600 человек.