Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 26.10.2008 09:00:00
Почти десять лет в Северодвинске выпускается джинсовая одежда под брендом Navagga Bay. Пожалуй, это один из немногих примеров успешной раскрутки регионального бренда, продуманное позиционирование которого дало вполне логичный результат. Продукция этой торговой марки завоевывает российский рынок одежды, не уступая по цене и качеству своим конкурентам. Не случайно бренд Navagga Bay стал золотым призером конкурса «Лучший бренд года Архангельской области-2008» в номинации «Стабильность».
Сама по себе идея наладить производство джинсов на Севере, в провинции, используя при этом собственную торговую марку, идет вразрез с общепризнанной бизнес-философией – казалось бы, джинсы не могут быть российского производства, тем более изготавливаться в далеком поморском городе да еще с таким названием - Navagga Bay!
«Это прямой вызов известным производителям, - говорит исполнительный директор компании Navagga Bay Дмитрий СОРОКИН. - Все это время, а на рынке мы с 1999 года, нам приходилось доказывать, что и здесь, на Севере, можно производить качественную, современную одежду по приемлемым для среднего класса ценам и, что немаловажно, конкурировать с известными производителями».
Сделано в Северодвинске
Сегодня под маркой Navagga Bay выпускается порядка 30 тысяч джинсовых изделий в год - это разнообразные модели джинсов, курток и юбок.
«И это только собственное производство, - объясняет Дмитрий Сорокин. - В наших планах развивать сотрудничество со сторонними фабриками, размещая у них заказы на изготовление изделий по нашим моделям».
Передача производства на аутсорсинг позволит минимизировать расходы компании. Таким образом работает почти весь мир.
«Западные бренды – это некие маркетинговые, дизайнерские ядра. Это управление процессами по изучению потребностей потребителей, разработке модельного ряда, сбыту продукции, позиционирование торговой марки на рынке. Заказы на изготовление коллекций размещаются на сторонних фабриках. Им поставляется давальческое сырье, контролируется качество изготовления», - говорит Дмитрий Сорокин.
Это в России под фабрикой понимается огромное предприятие с отделами логистики, закупки, продажи, швейным производством. А за границей фабрика – это стены, оборудование, швеи и склад. Весь мир так работает, кроме России. Но в ближайшем будущем эта тенеденция будет характерна и для отечественного производства одежды, уверен Дмитрий Сорокин. В этом есть экономическая целесообразность, в которой заинтересован бизнес...
«Пока наше собственное швейное производство конкурентоспособно по сравнению с другими российскими компаниями. Но когда мы выйдем на внешнеэкономическую деятельность, цифры изменятся не в нашу пользу, поэтому мы намерены несколько изменить стратегию развития производства одежды под маркой Navagga Bay», - отмечает Дмитрий Сорокин.
По оценкам руководства компании, сегодня российский производитель готов приобретать джинсы Navagga Bay в два раза больших объемах, чем производят сейчас в Северодвинске. Поэтому и стоит задача расширять производство за счет аутсорсинга. С этими же целями планируется выделить собственную фабрику в отдельное предприятие.
Икея в одежде
Ценности бренда его прародители определяют так: доступная по цене, качественная современная одежда. Позиционирование бренда сродни торговым маркам Bershka и Zara, которые завоевали Европу без массированной рекламы благодаря актуальности, доступности и качеству.
«Нам хотелось бы, чтобы Navagga Bay стала некой Икеей в одежде, - говорит Дмитрий Сорокин. - И соответствовала лозунгу «Дизайн. Цена. Качество». Мы могли бы продавать нашу продукцию по цене в 1,5-2 раза выше той, которая установлена сейчас. Но мы позиционируем бренд как одежду для среднего класса. Что касается качества, то это приоритет, над которым мы постоянно работаем. Не секрет, что зачастую бывает так, что чем молодежнее бренд, тем на качество изделий обращается меньше внимания. В этом случае главное – модность и стильность. Из ультрамодного изделия могут торчать нитки, но его покупают, потому что деньги платятся не за качество. И наоборот, классические бренды не допускают этого самой философией бренда».
Защита бренда
Одежда марки Navagga Bay реализуется только через собственную торговую сеть в Архангельске, Северодвинске, Ярославле и Вологде. Только такой способ продажи дает гарантию защиты репутации бренда.
«Если наши джинсы будут продаваться на рынке каким-то частным предпринимателем, согласитесь, это уже не Navagga Bay. Мы очень дорожим своим брендом и заботимся о его репутации», - говорит Дмитрий Сорокин. Сейчас компания формирует новую концепцию развития бренда, и не исключено, что параллельно с расширением собственной торговой сети будут разрабатываться различные варианты сотрудничества по франчайзинговой схеме.
«К нам не раз обращались с предложением заключить договоры на реализацию продукции, но мы считаем, что только франчайзинг позволит контролировать отношения наших партнеров с покупателями», - уверен Дмитрий Сорокин.
Собственные магазины компании работают на качество бренда. Это обстановка, ассортимент, обученный персонал. «В магазине Navagga Bay покупатель может одеться, что называется, с ног до головы. На данный момент компания ежегодно выпускает по две коллекции в год - около 100 разнообразных моделей, а это уже мировой уровень. Когда производство только зарождалось, мы шили всего несколько вариантов джинсов в год, причем консервативного стиля, а сейчас отслеживаем все тенденции современной моды и переносим их на модели Navagga Bay, адаптируя под наш рынок, - отметил исполнительный директор.
Сейчас руководство компании определяет, каким путем Navagga Bay будет далее завоевывать российского потребителя. Одно дело продаваться в Онеге и Котласе, и другое – в Петрозаводске, Мурманске, а потом в Санкт-Петербурге и Москве. Выбор городов – это попытка самоопределения, говорят предприниматели...
«Мы продолжим свое движение по Северо-Западу, - говорит Дмитрий Сорокин. - И никаких серьезных преград для этого не видим. До конца года уже четвертый магазин появится в Вологде.
В Ярославле наши джинсы продаются в новом торговом центре «Вернисаж». Магазин Navagga Bay находится по соседству с известными мировыми брендами, но мы не чувствуем ущемления.
Конкурировать можно!
Бренд – это образ, сформированные ценности которого рассчитаны на конкретного потребителя... И если бы в свое время предприниматели из Северодвинска Глеб РУДЫЙ, Игорь и Олег ВОЙТОВЫ этого не поняли, такого успешного продвижения на рынке одежды, увы, не получилось бы. Продавать удобный обезличенный товар оказалось бы куда сложнее!
«Тогда в 2006 году, когда в Северодвинск пришли именитые бренды, мы бы не смогли конкурировать с коллекцией в 10 джинсов и с продавцом, разгадывающим кроссворд. Можно было бы закрываться, - иронизирует Дмитрий Сорокин. - Сейчас мы чувствуем себя уверенно только потому, что корректировали свою стратегию, менялись и совершенствовались, заглядывали вперед и прогнозировали развитие ситуации на рынке».
Из года в год компания Navagga Bay стабильно развивается – разнообразие ассортимента, регистрация торговой марки, раскрутка бренда, реализация продукции через собственную торговую сеть, увеличение продаж, повышение качества обслуживания в магазинах... Каждый такой этап воспринимается предпримателями как маленькая победа. Как особый знак – с западными производителями можно и нужно конкурировать! И теперь перед компанией ставятся новые цели – расширение коллекций и прорыв на российском рынке.
Участие в конкурсе «Лучший бренд года» еще раз подтвердило успешность развития регионального бренда Navagga Bay.
«Это своего рода признание нашей работы, объективная оценка развития компании», - говорит директор. По его словам, важность брендинга в некоторых отраслях экономики неоспорима. Бренд для компании – это не просто торговая марка, это другое измерение, выход на более качественный уровень развития. «Поэтому очень важно, что в конкурсе могут принять участие не только состоявшиеся бренды, а и те, кто только пробует выйти на сложный рынок российского бизнеса. В этом отношении очень ценна номинация «Новация», которая позволяет заявить о себе», - добавил Дмитрий Сорокин.