ИЛИМ-ПАЛП_2020
Финам

Что происходит на рынке молочной продукции в Архангельской области?


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото из архива редакции | 01.09.2021 13:22:36
Что происходит на рынке молочной продукции в Архангельской области?

В Архангельской области производители готовятся к обязательному этапу маркировки молочной продукции. Это повлечет серьезные затраты и значительно отразится на работе небольших предприятий, обеспечивающих продукцией местное население. И это на фоне существенного роста затрат на производство «молочки», который продолжается последние четыре года.


Затраты растут

С начала 2017 года себестоимость производства молочной продукции выросла более чем на 33%. Такие данные приводят аналитики Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Среди причин эксперты называют удорожание кормов, увеличение заработной платы работников, стоимости электроэнергии, девальвацию национальной валюты. За этот период на 4,6% выросли средние закупочные цены на сырое молоко. По данным Росстата, в июне 2021 года цена товарного молока составила 26,7 руб/кг без НДС, что соответствует историческому максимуму для этого месяца.

Молоко относится к основным продуктам питания, и цены на молочную продукцию поднимать нельзя – такова позиция федерального правительства. С января по май 2021 года средняя цена за 1 литр молока в рознице выросла всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, составив 59,2 рубля, сообщает Росстат.

По мнению генерального директора Национального союза производителей молока Артёма БЕЛОВА, такое увеличение цен на молоко не покрывает роста затрат бизнеса на его производство.

«Отрасль столкнулась с резким снижением доходности в производстве и переработке. За последний год себестоимость молока выросла почти на 18%. Увеличились все составляющие затраты: на корма, удобрения, дизтопливо. 2021 год по ряду параметров станет переломным для молочной индустрии, – отметил гендиректор Союзмолока на конференции, посвященной развитию молочной промышленности, которая прошла в Барнауле в конце августа. – Такая ситуация создает риски для инвестиционной привлекательности отрасли. Повышение себестоимости производства приведет к уходу с рынка небольших слабых игроков и дальнейшей его консолидации».

В 2021 году затраты на производство молока продолжают расти. Сказывается плохое качество кормовой базы для крупного рогатого скота. Это характерно и для Архангельской области.

grechany_alexander.jpg«На последнем заседании Союзмолока обсуждалась проблема нехватки кормовой базы. В частности, это отметили предприятия, работающие на Северо-Западе нашей страны, – рассказал эксперт «БК», кандидат экономических наук Александр ГРЕЧАНЫЙ. – В связи с жарким сезоном снизились качество кормовой базы и количество кормов. Это напрямую влияет на качество молока. Сегодня многие регионы бьют тревогу: местные предприятия, сельхозпроизводители совместно с властями обращаются в федеральный Минсельхоз с просьбой о помощи в решении ряда вопросов».

Эра маркировки

Сегодня перед производителями молочной продукции стоит еще одна важная задача – подготовиться к обязательному этапу маркировки. Напомним, что с 1 июня 2021 года маркировка стала обязательной для мороженого и сыров. С 1 сентября та же участь постигнет молочную продукцию со сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря 2021 года – «молочку» сроком годности 40 дней и менее. То есть маркировка коснется большей части молочной продукции, производимой в Архангельской области.

Всего на территории региона работают 40 производителей молочной продукции, для семи из которых маркировка начнется с 1 сентября, а еще для 21 производителя – с 1 декабря 2021 года.

bazanova.jpg«На текущий момент все производители, которые должны будут ввести обязательную маркировку с 1 сентября 2021 года, зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК». Большинство производителей молочной продукции в Архангельской области заключили договоры с поставщиками, идет отработка технических решений», – отметила министр АПК и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА.

Траты на внедрение маркировки министерство предлагает компенсировать за счет мер поддержки производителей. Предприятиям малого и среднего бизнеса субсидируют до 40% затрат на приобретение оборудования для переработки, фасовки и маркировки молока и молочной продукции. На эти цели в областном бюджете заложено 7 млн рублей, чего едва ли хватит на все предприятия.

Вместе с тем возникает резонный вопрос о целесообразности введения обязательной маркировки молочной продукции. Сообщается, что это поможет справиться с контрафактом. Код маркировки позволит определить, из чего сделан продукт и откуда он прибыл. Однако, по мнению представителей отрасли, с этими задачами прекрасно справляется система «Меркурий», которая введена с 1 июня 2018 года. Эта система нужна для электронной ветеринарной сертификации. «Меркурий» – центральное звено цепочки прослеживания продукции при ее производстве и перемещении в России и странах Таможенного союза. По сути, маркировка во многом дублирует эти функции. К тому же, по данным Союзмолока, доля контрафактной продукции на рынка крайне незначительна – около 0,01%.

«Дублёр» за счёт предприятий

Внедрение «дублёра» «Меркурия» потребует существенных финансовых затрат со стороны предприятий. К примеру, небольшому Шенкурскому молочному заводу на выполнение требований по маркировке необходимо свыше 10 млн рублей, а крупному предприятию вроде АО «Молоко» (входит в агрохолдинг «Белозорие») – 35-40 млн рублей. По данным Национального союза производителей молока, затраты всех производителей в стране на внедрение маркировки в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей. При этом поставщики оборудования не гарантируют стопроцентную считываемость кодов. В таком случае продукция должна быть списана, а это дополнительные потери для бизнеса.

molochka_konveer.jpg

Уникальный код, который нужно нанести на каждую упаковку молочной продукции, стоит 50 копеек. Когда речь идет, например, о маркировке шуб, это смешные деньги, но если мы говорим о тысячах пачек продукции в день – сумма получается существенной! И это помимо затрат на оборудование, специалистов и других расходов, которые ложатся на плечи производителей «молочки».

По подсчетам экспертов, ориентировочная добавочная стоимость на одну упаковку молока с введением маркировки составит 1,20 рубля. Умножьте ее на 30 млн пачек в год (примерно столько выпускают крупные производства в Архангельской области), и вы получите годовые расходы предприятия на внедрение маркировки.

По информации Национального союза производителей молока, ежегодные затраты только на покупку самих кодов для всей отрасли превысят 30 млрд рублей. Союзмолоко ожидает, что рост себестоимости производства готовой молочной продукции составит не менее 2,5–3%.

Нерешённые вопросы

«Сегодня на заседаниях, которые проводит Союзмолоко, постоянно поднимается тема внедрения маркировки – нерешенных проблем еще достаточно много. Совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) прорабатываются стандарты нанесения кода на упаковку, чтобы не было сложностей с его считыванием. В частности, регламентируется, что средства идентификации следует размещать на ровной поверхности, на расстоянии минимум 0,5 см от зон сгиба и шва упаковки, – продолжает Александр Гречаный. – Нужно прийти к соглашению по многим позициям. Однако возникающие в связи с введением маркировки вопросы сейчас решает не государство, а бизнес – производители молочной продукции совместно с ритейлерами».

molochka_v_magazine.jpg

Другая проблема связана с отсутствием на удаленных территориях устойчивой мобильной связи. В местности, где находятся некоторые производства в Архангельской области (например, тот же Шенкурский молочный завод), ее практически нет. А для работы с системой «Честный ЗНАК» Интернет должен быть скоростным, доступ – беспрерывным: информацию требуется отправлять в режиме онлайн, пока упаковывается продукция. Если соединение пропадет, то и производство встанет. Без занесения данных в систему заводы не смогут реализовывать продукцию.

Стабильно работающего Интернета лишены и многие деревни региона, куда в маленькие магазины регулярно поступает молочная продукция. После внедрения обязательной маркировки необходимо, чтобы в магазине было установлено специальное оборудование для считывания QR-кодов. Как быть этим торговым точкам? И как местным предприятиям продолжать работать с ними и обеспечивать население продукцией? Эти вопросы пока остаются без ответа.

Конкуренция обостряется

Уже сегодня продукция, произведенная в Архангельской области, по себестоимости не может конкурировать на полках магазинов региона, в частности, с вологодской продукцией, несмотря на транспортные расходы, связанные с ее доставкой: такое мнение от местных фермеров, владельцев молочных заводов доводилось слышать не раз.

К примеру, в нашем регионе одно рабочее место стоит около 470-490 тысяч рублей в год (это если считать по «минималке»), а в Вологде – 230-250 тысяч рублей. Архангельские компании и предприниматели оплачивают северные надбавки к зарплате работников и налоги на них. Идея компенсировать эти траты северному бизнесу витает во властных кругах уже давно, однако до практической реализации она не дошла. Кроме того, на производителей давят высокие затраты на электроэнергию, корма и прочие расходы, связанные с особенностями климата и транспортной доступностью.

moloko_zavod_ceh.jpg

На сегодня себестоимость литра молока в Архангельской области составляет 32-35 рублей, а в Вологодской области – 17-18 рублей. При этом в нашем регионе существенно сократились субсидии для производителей молока, изменились приоритеты в их распределении. А объем финансирования из бюджетов всех уровней компенсации затрат на 1 кг реализованного молока на 2021 год сократился на 35% по сравнению с уровнем 2020 года.

Серьезную конкуренцию местным производителям создают не только компании из соседних регионов, но и из соседних государств.

«Сегодня белорусские производители активно осваивают китайский рынок, куда поставляют молочную сыворотку, а ее побочный продукт – сыр – отправляют в Россию. За счет этого белорусский сыр сегодня значительно дешевле местной продукции. Это серьезно бьет по российским производителям», – считает Александр Гречаный.

Местные – уместные?

Маркировка продолжает «завоевывать» и другие виды продукции. В частности, с 1 декабря 2021 года она станет обязательной для минеральной воды. В Архангельской области такие требования коснутся «Кнежицы», «Куртяевской» и «Жемчужины Севера». Маркировать питьевую воду компании региона должны будут с марта следующего года.

В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о защите местных производителей. До конца 2021 года в Архангельске должна появиться первая региональная сеть розничных магазинов с продукцией сельхозтоваропроизводителей региона. Логично, чтобы в них реализовывалась и «молочка», и вода. Также защитить местных производителей поможет внедрение системы добровольной сертификации, которая сегодня успешно внедряется в Вологодской области.

«Товарный знак помогает местным производителям. Так, в Вологодской области действует добровольная сертификация «Настоящий вологодский продукт». Ее прошла большая группа предприятий, в том числе молочной, мясной, кондитерской, рыбной, пищевкусовой отраслей пищевой промышленности. И при участии в конкурсах на поставку продукции в различные бюджетные организации эти компании получают дополнительные баллы. Антимонопольная служба пыталась оспорить такую практику в суде, но проиграла. Так что эта система показала свою эффективность и позволяет защитить интересы местных производителей на своей территории», – добавляет Александр Гречаный.

Очевидно, что сегодня региону нужен комплекс мер поддержки местных производителей. А для этого должны сойтись интересы бизнеса, власти и потребителей.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Архангельские проекты

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей