Михаил ПРЫНКОВ | 29.10.2016 16:53:51
19–20 октября Архангельск в четвертый раз встречал международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра». В этом году он собрал рекордное количество участников и привлек повышенный интерес СМИ и экспертного сообщества.
Опорный пункт
Внимание к форуму легко объяснимо. Объем грузоперевозок по Северному морскому пути растет и в 2017 году должен превысить максимальный показатель, достигнутый в советское время, – 6,45 млн тонн. Завершается строительство завода по сжижению природного газа и морского порта Сабетта в рамках проекта «Ямал СПГ». Эта огромная стройка стала одним из драйверов развития для множества судоходных и логистических компаний.
Начинается создание инфраструктуры для разработки Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле. Этот проект тоже обещает стать «точкой притяжения» для архангельских предприятий. Северные бизнесмены стремятся скоординировать усилия, поэтому пользуются возможностью собраться вместе и обсудить проблемы и перспективы дальнейшей работы.
Форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» организуют Правительство Архангельской области и Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», а главной площадкой для проведения мероприятий третий год подряд выступает Северный Арктический федеральный университет. Директор «Созвездия» Сергей СМИРНОВ считает, что у компаний Архангельской области есть масса возможностей, связанных с работой на полярных территориях.
«Реализация проектов в Арктике требует развития судоходных, судостроительных, машиностроительных и судоремонтных предприятий, а также строительства объектов инфраструктуры. Готовность региональных компаний к сотрудничеству, ориентированность на клиента и здоровая конкурентная среда позволяют участвовать в крупных проектах и находить новых партнеров. За последние два года капиталовложения в основные фонды местных компаний значительно выросли. В основном это инвестиции в строительное оборудование, морские суда и объекты портовой инфраструктуры», – отметил директор «Созвездия».
В 2016 году участие в форуме приняли более 250 гостей со всей России и из стран Европы: представители судоходных и логистических компаний, судоремонтных, судостроительных и машиностроительных заводов, нефтегазовых операторов, учреждений науки и образования, федеральных и региональных органов власти. Среди крупнейших предприятий, отправивших делегатов на форум, были «Газпром», «Газпромнефть», «РН-Шельф-Арктика», «Совфрахт», «Кольская верфь», «Первая горнорудная компания», «Дальневосточное морское пароходство», «Оборонлогистика» и «Объединенная судостроительная корпорация».
Основными темами для обсуждения стали вопросы экономического развития территорий Арктической зоны. Участники говорили о развитии судоходства на Севморпути, о разработке шельфовых и наземных месторождений, о строительстве кораблей и импортозамещении в сфере машиностроения. Отдельные сессии были посвящены кадровому и научному потенциалу северных регионов и вопросам безопасности при реализации проектов на отдаленных территориях.
«Арктический форум – это площадка, где собираются профессионалы. Архангельская область исторически являлась форпостом России и опорным пунктом для развития Арктики. В нашем регионе проживает треть населения Арктической зоны, здесь сосредоточены колоссальные промышленные и природные ресурсы. Сегодня около семидесяти компаний Архангельской области участвуют в освоении арктического шельфа и в проектах на Ямале. И это только начало: наша область будет наращивать присутствие в Арктике», – подчеркнул заместитель председателя Правительства Архангельской области Виктор ИКОННИКОВ.
Центр взаимодействия
Одним из ключевых мероприятий форума стала встреча фрахтовщиков, участие в которой принял губернатор Игорь ОРЛОВ. Представители судоходных и стивидорных компаний подвели итоги навигации 2016 года и обсудили способы улучшения логистического обслуживания на Севморпути и в Архангельском порту.
«Архангельск вновь становится центром практического взаимодействия государства и бизнеса, деловой активности в Арктике, – отметил глава региона. – Десятки судоходных, стивидорных, судоремонтных компаний региона работают практически во всех ключевых проектах России в Заполярье. Мы заинтересованы в расширении сотрудничества, готовы к реализации уже начатых и планированию новых проектов совместно с бизнесом».
По мнению Игоря Орлова, одно из главных препятствий, тормозящих развитие порта Архангельск, – завышенные тарифы на услуги ФГУП «Росморпорт». В 2014 году ставки портовых сборов в Архангельске удалось снизить на 20%, однако тарифы все равно остаются высокими. Губернатор пообещал вновь обсудить этот вопрос с Президентом России.
В ходе встречи с фрахтовщиками Игорь Орлов выступил с предложением о создании при региональном правительстве постоянно действующего консультативного органа по вопросам морской логистики. Такой совет должен стать важным связующим звеном между органами власти и бизнес-сообществом. Его работа позволит обеспечить оперативное рассмотрение вопросов, связанных с работой портовых районов, стивидорных и судоходных компаний. Кроме того, глава региона предложил проводить встречу фрахтовщиков ежегодно. Обе инициативы были горячо поддержаны участниками конференции.
Еще одним мероприятием форума «Арктические проекты» стало заседание регионального судостроительного кластера. Перед собравшимися выступил министр экономического развития Архангельской области Семен ВУЙМЕНКОВ, рассказавший об участии в конкурсе заявок для включения в перечень Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». По итогам конкурса архангельский кластер в перечень не попал, но был включен в ряд федеральных программ.
«Сложилась ситуация, когда основной движущей силой является инициатива регионального министерства экономического развития, а не инициатива самих компаний. Это противоречит сути кластера, созданного для организации слаженной работы его участников. Тем не менее на данный момент ведется работа по формированию архангельской опорной зоны, одним из ключевых блоков которой является судостроительный кластер. Специалисты регионального министерства принимают предложения от резидентов кластера для включения в общую концепцию» – так прокомментировал причины этого решения Семен Вуйменков.
По завершении форума его участники смогли посетить лабораторный комплекс САФУ, новую производственно-логистическую базу компании МРТС в Архангельске и недавно созданный Центр пропульсивных систем северодвинской «Звездочки». Многие гости отметили, что для них стало открытием наличие в области таких высокотехнологичных предприятий, и заявили о желании работать с архангельскими компаниями.