Виктор ОРЕФЬЕВ. Фото Михаила Прынкова | 28.06.2019 22:15:56
Архангельская область укрепляет позиции в качестве центра технологического обслуживания арктических проектов и грузоперевозок в северных морях. Таков главный вывод, который можно сделать по итогам второго форума «Судостроение в Арктике», состоявшегося в областном центре 20–21 июня. Форум был организован правительством Архангельской области, региональной ассоциацией «Кластер судостроения и производства морской техники» и Северным Арктическим федеральным университетом при поддержке Минпромторга РФ.
Официальным партнером выступил Газпромбанк. Участниками мероприятия стали более 250 представителей судостроительных, машиностроительных, инжиниринговых компаний, федеральных и региональных органов власти, институтов развития и образовательных учреждений.
«Форум «Судостроение в Арктике» не просто площадка для диалога, это работающий инструмент развития, – подчеркивает директор «Кластера судостроения» Сергей СМИРНОВ.
– Нам важно не только способствовать росту судостроительных предприятий Поморья, но и развивать сотрудничество с другими регионами».
Руководитель кластера отмечает: в новых майских указах президента особое внимание уделяется необходимости развития транспортной и промышленной инфраструктуры. Так, к 2030 году объем грузоперевозок по Севморпути должен составить 80 млн тонн. Новые суда требуются для транспортировки углеводородного сырья и природных ископаемых, они нужны рыболовецким компаниям, транспортно-пассажирским предприятиям, научным организациям, Министерству обороны и МЧС. Актуален и вопрос строительства на российских верфях морских платформ и систем подводной добычи газа.
«Мы должны на самом высоком уровне реализовать сложные проекты, к которым относится добыча нефти и газа на арктических территориях, – отметил в своем выступлении губернатор Игорь ОРЛОВ. – Нам предстоит обеспечить функционирование Северного морского пути, надлежащий сервис тех объектов и сооружений, которые создаются в Арктике. Все это могут выполнить предприятия Архангельской области, обладающие значительным опытом работы в арктических условиях».
Один из таких проектов – обустройство месторождения Каменномысское-море в Обской губе (Ямало-Ненецкий АО). Предприятия Северодвинска рассматриваются в числе возможных строителей ледостойкой стационарной платформы и других объектов морской техники, необходимых для разработки месторождения, причем, как отметили многие участники форума, Архангельская область в силу своего географического положения и мощной промышленной базы является наиболее оптимальным районом для создания таких объектов.
О роли региона в арктическом судостроении говорил и директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков: «Такие встречи, как этот форум, очень важны, чтобы «сверить часы», потому что мы постоянно работаем над совершенствованием мер господдержки, которые помогали бы увеличивать объемы судостроения и машиностроения, и без обратной связи делать это невозможно. У предприятий Архангельской области есть существенный потенциал для развития гражданского сегмента судостроения».
В ходе форума участники обсудили также вопросы строительства промыслового флота, туристических круизных судов для высоких широт, возможности использования сжиженного природного газа в качестве топлива. Отдельная сессия, организованная при поддержке АО «Газпромбанк», была посвящена вопросам привлечения финансовых средств для реализации проектов в судостроении. Были представлены возможности электронной торговой площадки Газпромбанка, которую можно рассматривать как инструмент взаимодействия между подрядчиками, поставщиками и производителями.