ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 18 января, 2025 04:44

Архангельской области терять уже нечего…


Константин ЖУРАВЛЁВ, депутат Архангельского областного Собрания | 09.03.2008 09:00:00

До 2030 года мы, жители Архангельской области, не надеемся дожить. Именно к такому выводу я пришел, размышляя над проблемой разработки стратегии Архангельской области до 2020 года. Ведь несколько лет тема стратегического планирования вообще не поднималась. Складывается впечатление, что местную элиту пока (или уже) заботят другие проблемы. При нашей продолжительности жизни, при очевидной временности очередного социально-экономического эксперимента над страной.

Как у юмориста Михаила Задорного, когда ему в сочинском ресторане на его «отмазку» с обещанием завтра выполнить просьбу одного из архангельских «авторитетов» потанцевать с его девушкой тот резонно заметил: «Посмотри, кто я и где завтра?».
Старшее поколение на такое уже не поведется, как по Есенину, «кто горел, того не подожжешь». Оно в свое время настроилось коммунизма к 1980-му, квартир каждой семье к 2000-му в развитом социализме, демократии и счастливого рынка сразу после разбора баррикад у «Белого дома», кратко-, средне- и разносрочных областных программ. Более молодым на флаги и лозунги вообще наплевать – голова и руки должны быть заняты более важным - деньгами. И если о стратегии помышляют, то в виде садика вокруг особнячка в Испании, Чехии или, на худой конец, в Подмосковье.

Я пока никуда не собираюсь уезжать, и бизнеса - раз нет, то и вряд ли появится. Поэтому, чтобы дотянуть до светлого 2030 года, мне бы не так много и надо. Чтобы воздух был чистым, воду из крана можно было пить, а в реке купаться. Чтобы не тратить ежедневно по два часа на пробки и не трястись по ухабам. Чтобы в родном Северодвинске остались специалисты, гарантирующие радиационную безопасность. Чтобы построили кардио-центр, хотя бы такой же, как в Астрахани.
Чтобы Архангельская область перестала занимать первые места по подростковой преступности и количеству самоубийств. Чтобы появились местные управленцы, способные решать стратегические задачи.

Прекрасное далеко…

При всем моем либерализме мне уже сегодня не комфортно, а что нас ждет в стратегическом будущем? Я очень надеюсь, что к тому времени за стариками частники начнут ухаживать не хуже, а может, и лучше, чем государство это делает сегодня. Мне хочется верить, что после Олимпиады в Сочи, строительства нового космодрома на Дальнем Востоке, рытья тоннелей на Сахалин и Аляску, ведущихся под разговоры про величие, прибавят пенсионерам пенсии.
Хотя на самом деле все видят: «Лукойл» (то бишь «Архгеология») продает 49,99% акций алмазной трубки им. Гриба «Де Бирсу», а «Газпрому», оказывается, не освоить «Штокман» без французов и норвежцев. Можно предположить, что и акционируемое судостроение пойдет по такому же варианту. Даже лес-пром и строительство нам уже не потянуть без таджиков. А инновации не представить без финнов, которые еще в прошлом веке были российской провинцией. И все-таки мы вынуждены верить и надеяться, несмотря на очевидное противоречие.
Наверное, поэтому «Белкомур», глубоководный порт, атомная станция, плавающая у газовой трубы, воспринимаются или не воспринимаются в сочетании с призывами увеличить ВВП в 2 раза, производительность труда в 20 раз, рождаемость в … А что делать жителям лагерных поселков, созданных, как в песне поется, «в тридцать сумрачном году»? Тогда начальники в погонах циркулем определяли местоположение, и основным критерием было  – чтобы сбежавший зэк в течение двух-трех суток до другого жилья или дороги не добрался. Но люди там тоже хотят нормальных условий жизни. Кстати, несколько лет назад в Республике Коми уже приняли программу переселения лесных поселков.
Мне всегда казалось, что с методикой работы по стратегии все предельно ясно. Надо вовлечь в процесс людей, способных определять стратегию. Это минимум 3% активного населения всей области, что составляет 30 тысяч человек. Психологи и социологи говорят о 20%, но это в нормальных странах. Потому как стратегия – это своеобразный общественный договор, общее понимание и общее устремление. Нам хотя бы 3% (необходимая «критическая масса»). Эти люди представлены во всех сферах деятельности (надеюсь, данный тезис нет необходимости подробно раскрывать). Современные средства коммуникации и информационные технологии позволяют это легко сделать. Была бы политическая воля.

Финляндия в составе Поморья

Примеров для подражания и копирования с выбором миссий и основных проектов, а также методик достижения стратегических целей масса. Для ориентира можно взять бывших сограждан - финнов. Мне недавно рассказали, что есть карты Архангельской губернии с Финляндией в составе.
А еще лучше - организовать филиал одного из их университетов в комплексе с бизнес-инкубатором. Пусть создают научную школу и при этом сразу выпускают специалистов с подготовкой на современном уровне. Они помогут провести антикризисные мероприятия: проанализировать ресурсы и причины, мешающие развитию, составить план-график программ по реализации стратегии. Переучат наших педагогов, помогут внедрить частные школы, социальные методики, инновационные технологии, подготовить качественно новую элиту.
Не надо бояться в очередной раз применить опыт предков. Зато будем знать, в каком году загрязняющие предприятия надо будет закрыть, если не перестанут портить экологию. И сможем ли по 2% в год наращивать (и за счет чего) и долю регионального ВВП малого бизнеса, и число среднего класса. Новый Президент РФ задачу поставил - 50 и 60 % соответственно.

Нам нечего терять!

Архангельской области уже нечего терять (бояться потерять) – можно смело экспериментировать в поиске прорывных решений. И внешний управляющий, в лице нового губернатора, может ввести процесс в нужное русло. Так судьба распорядилась, что с его вступлением в должность надо сразу и стратегию принимать – платформу будущей деятельности. И пытаться на ее базе трехлетний бюджет сформировать, пересмотрев подходы к действующим планам и программам.
А в октябре выборы в поселениях. Можно формально отмахнуться – это не государственный, а местный уровень. Но там в  прошлый раз со скрипом насобирали народ на глав и депутатов. Не перегну палку, если скажу, что за 4 года большинство из них здорово разочаровалось с этим хождением во власть. А толковые попытки выстроить перспективы есть только в Пинежском районе.  Чем народ убеждать?
Мне кажется, что самым главным критерием успешности деятельности нового губернатора через 4 года станут два фактора: показатели развития области и наличие местного преемника.
Лучший вариант, если новым местным губернатором станет человек, который будет ассоциироваться со стратегией развития. Им может стать первый заместитель.
Но оптимальная для этого должность – новый председатель областного Собрания, т.к. возвращение местного на губернаторство – это больше политический момент для области, чем управленческий. Новое областное Собрание могло бы стать на начальном этапе Центром стратегического развития области.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей