Григорий ДИТЯТЕВ | 30.06.2017 23:36:14
Повестка дня сессии регионального парламента, прошедшей 28 июня, включала в себя свыше трех десятков вопросов. Отчетливо доминировала бюджетная тема, но наибольшую дискуссию вызвал законопроект с труднопроизносимым названием: «О внесении изменений в областной закон «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций…» Споры возникли потому, что под этой сложной формулировкой – очередное увеличение налоговой нагрузки на бизнес.
Отрадной новостью стало то, что доходная часть областного бюджета на 2017 год увеличится на 937,6 млн рублей: главным образом, за счет роста налоговых поступлений с территории Ненецкого автономного округа. Дополнительные средства направят в основном на повышение зарплат отдельным категориям работников бюджетной сферы, установленным «майскими указами» Президента РФ. Всего на эти цели запланировано 688 млн рублей, и большая часть этих средств будет распределена в виде субсидий между муниципальными учреждениями образования и культуры на условиях софинансирования.
Свыше 147 млн рублей выделено на строительство дорог: Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож и Вельск – Шангалы, а также на обустройство поселка Кизема Устьянского района. 110 млн рублей пойдет на региональные доплаты к пенсиям. 17 млн рублей предназначено на продолжение реконструкции здания Архангельского театра кукол и возведение пристройки к сценическо-зрительному комплексу. Красноборск получит 20 млн рублей на строительство начальной общеобразовательной школы на 320 учащихся.
Внесены коррективы и в областную адресную инвестиционную программу. Как пояснил председатель комитета по бюджету и налоговой политике Сергей МОИСЕЕВ, в нее включены два новых объекта: средства пойдут на обеспечение водоснабжения земельных участков для многодетных семей в микрорайоне «Дальний» в Онеге, а также на проектирование и строительство поликлиники с больницей на 15 коек в поселке Обозерский Плесецкого района.
Законопроект об изменениях, касающихся налога на имущество, рассматривался в первом чтении. В нем предлагается с 1 января 2018 года ввести в действие специальную норму, устанавливающую особенности определения налоговой базы от кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений – офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Если организация применяет общую систему налогообложения, то нововведения ее не коснутся, так как в этом случае налог исчисляется от среднегодовой стоимости имущества. Кроме того, законопроект вводит максимальную налоговую ставку на имущество организаций – 2% – в отношении жилых домов и помещений, которые не учтены на балансе в качестве основных средств и, соответственно, не входят в налогооблагаемую базу по действующему законодательству.
В целях сдерживания роста нагрузки на малый бизнес законопроектом предусмотрен пакет преференций: налоговый вычет в виде кадастровой стоимости 150 кв. м с одного объекта по выбору плательщика, применяющего специальный налоговый режим; поэтапный переход – пониженные ставки: 1,5% – в 2018 году, 1,8% – в 2019-м и только с 2020 года – 2%; льготная ставка 0,5% для сельских организаций потребительской кооперации, за исключением тех, чье недвижимое имущество расположено в административных центрах муниципальных районов.
Согласно расчетам министра финансов Елены УСАЧЁВОЙ, принятие законопроекта позволит дополнительно получить в областной бюджет доходы в размере около 81 млн рублей за налоговый период.
«Эти поступления будут зачисляться в бюджеты городских и сельских поселений, городских округов. При этом налог на имущество физических лиц рассчитывается по налоговым ставкам, утвержденным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления», – пояснила руководитель ведомства.
С точки зрения регионального минфина, не принимать изменения нельзя: по словам Елены Усачёвой, Архангельская область, в отличие от большинства соседей, и так «сдерживала в течение четырех лет» соответствующую федеральную модернизацию налогового законодательства. Уже в 63 российских регионах аналогичные поправки приняты и работают.
Реакция депутатов оказалась неоднозначной. Председатель комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Андрей АННИН отметил, что законопроект требует особого внимания со стороны регионального министерства экономического развития, анализа последствий его принятия. По мнению заместителя председателя комитета по бюджету и налоговой политике Евгения УХИНА, в результате нововведений могут пострадать муниципальные бюджеты Архангельска и Северодвинска, на балансе которых содержатся торговые центры. По словам вице-спикера Надежды ВИНОГРАДОВОЙ, главная задача – точно рассчитать, какая нагрузка дополнительно ляжет на малый и средний бизнес, с тем чтобы изменения не привели к росту цен для конечного потребителя.
Парламентарии решили принять законопроект в первом чтении, отметив необходимость создать рабочую группу и обсудить его с бизнес-сообществом. Вполне возможно, второе чтение состоится не в сентябре, а в октябре, так что время для работы над поправками есть.
Прямая речь
Евгений УХИН, заместитель председателя комитета по бюджету и налоговой политике:
– Что касается областного бюджета на 2016 год, он исполнен на 102%. Свыше 64 млрд рублей составили доходы, но – что печалит – по сравнению с 2015-м мы потеряли здесь полтора миллиарда. Позитивно, что бюджет остается социально направленным: на эти цели – культура, здравоохранение, образование – расходуется свыше 65% всех поступлений. Исполнены 22 федеральные программы – это 80% от намеченного. В принципе, тенденции нормальные, но некоторые показатели, относящиеся к бюджету развития, тревожат. Так, программа переселения людей из аварийного и ветхого жилья исполнена только на 58,3%. В 2015 году она также реализовывалась с отставанием – 68,7%. Областная инвестиционная программа исполнена на 68,6%, а программа Фонда развития и реформирования ЖКХ – всего на 42%.
Александр ДЯТЛОВ, председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу:
– Перед сессией мы обсуждали законопроект, внесенный Правительством Архангельской области и касающийся налога на имущество, в том числе и на заседании фракции партии «Единая Россия» в областном Собрании. Споров было много. Предлагалось, в частности, вводить новый порядок расчета постепенно, сделав ставку налога, например, такой: сначала 0,3%, а затем 0,4% – и посмотреть, как отреагирует бизнес-сообщество. В результате достигли соглашения, что законопроект надо принять в первом чтении. Все предложения будем обсуждать перед вторым чтением, чтобы закон по возможности устраивал всех участников рынка.