Артём БОТЫГИН. Фото Алексея Липницкого | 18.06.2017 00:28:04
На предстоящей сессии областного Собрания депутатов, назначенной на 28 июня, повторно будет рассматриваться вопрос о досрочном лишении мандата Татьяны СЕДУНОВОЙ – осужденной, но попавшей под амнистию. По закону полномочия депутата автоматически прекращаются в случае вынесения в отношении него обвинительного приговора. Однако при этом требуется формальное согласие народных избранников. На майской сессии многие коллеги Татьяны Седуновой отказались голосовать не в ее пользу.
12 мая вступил в силу приговор областного суда: Татьяна Седунова была признана виновной в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности потребителей, а также в сокрытии информации о событиях, в результате которых причинен легкий вред здоровью людей.
Как ранее сообщал «БК», Татьяна Седунова – учредитель детского лагеря «Кучкас» в Пинежском районе. Летом 2014 года семеро отдыхавших там детей и двое работников заболели чесоткой, о чем ни она, ни директор лагеря не сообщили в контролирующие органы, не желая терять финансирование по госконтракту. Вместо этого руководители «Кучкаса» попытались самостоятельно организовать лечение.
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» говорится, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора. То же самое указано в Уставе Архангельской области.
Нюанс в том, что Татьяна Седунова попала под амнистию в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и официально считается несудимой. Такую ситуацию разъясняет Конституционный суд РФ: «Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления является предусмотренное федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда. Эта мера публично-правовой ответственности. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям».
То есть формулировка закона безальтернативна: полномочия прекращаются, если приговор обвинительный, независимо от обстоятельств дела и степени вины. Вместе с тем в данном случае человек не лишается возможности в будущем вновь быть избранным в органы публичной власти.
«Я не разрушитель, я созидатель»
Вопрос о досрочном прекращении депутатских полномочий Татьяны Седуновой поставила областная прокуратура. Однако, несмотря на все вышесказанное, некоторые депутаты не только отказались следовать закону, но и усомнились в объективности суда.
А начала диалог о «справедливости» сама Татьяна Седунова. В своем выступлении она заявила, что не признает себя виновной и будет оспаривать в Верховном и Конституционном судах приговор, построенный, по ее мнению, в основном на показаниях детей.
«Мне очень жаль, очень обидно. Три года моя семья и близкие испытывали большие унижения, когда мое имя появлялось в СМИ в связи с этим уголовным делом, в котором суд, я считаю, так и не разобрался. В итоге «убили» учреждение, которое функционировало 21 год, где отдохнули более 15 тысяч детей. А взамен ничего не появилось. Я не разрушитель, я созидатель: везде, где работала, оставила очень хороший след, не преследовала никакого меркантильного интереса. Мой детский лагерь войдет в историю Пинежского района, его будут вспоминать», – уверена Татьяна Седунова.
И ее речь прозвучала действительно очень убедительно. По крайней мере для тех, кто не знаком с материалами уголовного дела. Если же сопоставить сказанное Татьяной Седуновой с документами, с которыми работал суд, то легко заметить несовпадения. Во-первых, значительную часть показаний дают взрослые участники разбирательства, в том числе медсестра лагеря, которая и обнаружила признаки заболевания у отдыхающих детей.
Во-вторых, вызывают сомнения слова об отсутствии меркантильного интереса, ведь именно риск потерять финансирование и стал, судя по рассказам свидетелей, причиной сокрытия информации о распространении болезни. Если бы о чесотке стало известно, вполне вероятно, что следующая смена в «Кучкасе» не состоялась бы. Именно поэтому намеренно был поврежден таксофон в лагере – чтобы дети не смогли связаться с родителями. Именно поэтому директор лагеря угрожала медсестре «проблемами» при устройстве на другую работу, если информация о вспышке заболевания вдруг станет известна широкому кругу лиц.
В конце речи в свою защиту Татьяна Седунова добавила, что является всего лишь учредителем и в самом лагере практически не бывала, поэтому не согласна с тем, что именно она должна нести ответственность за произошедшее. Однако свидетели утверждают, что Седунова не только была полностью в курсе ситуации, но и лично привозила в «Кучкас» мазь от чесотки.
Без вины безмандатные?
Даже если представить, что депутата областного Собрания очень профессионально подставили, приговор суда не обсуждается. Полномочия Татьяны Седуновой как парламентария должны быть прекращены досрочно. Для этого требуется решение депутатов. Возникает вопрос: это их право или обязанность? По закону, скорее, обязанность: не сделают народные избранники – сделает суд.
«Конечно, закон есть закон. Тем не менее, читая слова «виновна в совершении преступлений...», надо понимать, что преступление преступлению – рознь. Человек ничего не украл, это не мошенничество, не коррупция. Человек делал свое дело и, может быть, оступился», – выразила свое мнение депутат Антонина ДРАЧЁВА.
Ее поддержал депутат Иван ПОПОВ. По его мнению, нужно законодательно внести уточнения, какие именно судебные решения могут быть основанием для досрочной сдачи мандата. Иван Попов также напомнил, что спорные вопросы с лишением депутатов мандатов возникали и раньше.
«Не буду называть фамилий, но, например, в прошлом созыве был депутат, который, исполняя полномочия в областном Собрании, одновременно являлся главой муниципального образования. Другой человек депутатствовал и руководил государственным учреждением», – отметил Иван Попов.
Здесь стоит вспомнить и историю действующего депутата Олега ВОРОБЬЕВА. В 2013 году по его вине на трассе М-8 произошла страшная авария: будучи пьяным за рулем Ford Mondeo, он выехал на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с другой машиной. В результате ДТП серьезно пострадали водитель встречного автомобиля и его восьмилетняя дочь – девочка лишилась руки. Олег Воробьев свою вину признал, однако уголовное преследование было прекращено по примирению сторон. В этом случае закон ничего не говорит ни про «моральный облик» депутата, ни про досрочное прекращение его полномочий. На таком фоне дело Татьяны Седуновой действительно выглядит не таким уж и вопиющим.
Не хочется, а надо
На всех уровнях власти часто звучит фраза как ответ на жалобы граждан по отношению к чиновникам, которые «ничего не делают»: «Сами такую власть выбрали, сами с ней и живете». Пожалуй, это тот случай, когда не грех ответить симметрично: «Сами такие законы принимаете, извольте и исполнять».
Как воспринимать, когда некоторые депутаты сами не хотят быть примером законопослушности или говорят, что «немножко нарушать закон можно», главное – никого не убить и не покалечить?
Так или иначе, предложение о досрочном прекращении полномочий Татьяны Седуновой поддержали только 27 депутатов, для принятия решения не хватило трех голосов. При этом «против» были лишь пять человек. Остальные 25 либо воздержались, либо не голосовали.
Чего этим добились те, кто не поддержал требование закона? Разве что проблем для своего спикера, о которых знает только сам Виктор НОВОЖИЛОВ. Что касается полномочий Татьяны Седуновой, то они все равно будут прекращены – прокуратура области обжалует решение депутатов. На ближайшую сессию, которая запланирована на 28 июня, ведомство уже внесло свое представление. Если снова не наберется нужного числа голосов, прокуратура вынуждена будет обратиться в суд. А как пояснил «БК» старший помощник прокурора области Руслан КОРНИЛАЕВ, судебная практика в таких вопросах однозначная.
Справка «БК»
На февральской сессии облсобрания, напомним, досрочно были лишены мандатов депутаты Сергей МЫШКОВСКИЙ и Александр САВКИН. В октябре 2016-го суд приговорил Александра Савкина к 8 годам колонии общего режима за мошенничество, злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп. Сергей Мышковский признан виновным в пособничестве при преднамеренном банкротстве ОАО «Лесозавод № 3», ему предстоит провести в колонии 5 лет и 9 месяцев.
Кстати
На июньской сессии Совета депутатов Северодвинска обсуждался вопрос о досрочном прекращении полномочий пяти депутатов: Ильи БРЮХАНОВА, Ольги ВАРЗУНОВОЙ, Ольги ЛЫБАШЕВОЙ, Игоря ВОРОНЦОВА и Алексея НОВИКОВА, которые предоставили неполные данные о своих доходах за предыдущий год. С соответствующим представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции прокуратура Северодвинска обратилась в городской Совет депутатов еще в январе. Мнения депутатов по поводу досрочного прекращения полномочий коллег разделились, и проект решения не набрал необходимого числа голосов. Все пятеро сохранили мандаты. Это решение прокуратура будет оспаривать в суде.