ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 00:44

«Дорожная карта» Юрия Сердюка


Беседовал Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Алексея Липницкого | 23.10.2016 02:53:51
«Дорожная карта» Юрия Сердюка

Недавно заместитель председателя областного Собрания Юрий СЕРДЮК отметил очередной юбилей. Юрий Иванович считается ветераном политической жизни Архангельской области, и потому его путь в политику, безусловно, представляет значительный интерес. Разговор получился естественным и простым, как и жизненная философия юбиляра.


– Юрий Иванович, с чего и когда начался ваш путь в политике?

– Это было давно, когда меня избрали депутатом Шипицынского поселкового Совета в Котласском районе. Случилось это в годы перестройки, в конце 80-х, выборы тогда проходили на волне народного энтузиазма, который затронул и меня. Настрой был – коренным образом менять жизнь к лучшему. Это были первые альтернативные выборы. В ту пору я работал начальником Котласского дорожно-ремонтного строительного управления (ДРСУ). Меня избрали из четырех претендентов. Что интересно – мы все вместе встречались с населением, обсуждали проблемы. Избрали меня, как потом выяснилось, одного из руководства. А ведь среди руководителей было много тех, кто постоянно переизбирался ранее депутатами. Такое было время. С одной стороны, мне было приятно, а с другой – понимал, что это ответственность перед людьми.

– Вы стали депутатом и начали делать карьеру?

– Скорее наоборот. Я стал депутатом в эпоху реформ, перемен, когда все версталось с листа, как говорится. Тогда стали разделять власть исполнительную и законодательную даже на уровне поселений. Это было впервые. Кто-то из депутатов должен был возглавить исполком. Коллеги-депутаты мне сказали: «Будешь, Юрий Иванович, исполкомом командовать». До сих пор сохранил текст своего выступления для истории, где объясняю, почему не могу быть председателем исполкома; иногда его перечитываю. Самое главное – меня тогда только-только назначили начальником Котласского ДРСУ, было много планов, проектов, которые надо было реализовать. Поэтому я отказался. Но депутаты все равно меня избрали. Пришлось подключать руководство областное, архангельский «Автодор», чтобы как-то разрулить эту ситуацию.

«Автодором» руководил в ту пору Вячеслав Иванович Калямин. Так я и не стал председателем исполкома. А в 1993 году меня избрали уже депутатом областного Собрания. Это был первый переходный созыв, всего на два года. Опыт работы в поселении очень тогда пригодился. И хотя наш созыв был короткий, но очень, насыщенный, я многому научился и многое узнал. Мы неделями заседали на сессиях, обсуждали вопросы с самых разных сторон, дебаты разгорались очень серьезные. Этот опыт впоследствии мне очень пригодился.

Тогда же из Шипицыно пере­ехал в Архангельск – перевели на работу в Приморский район, возглавил здесь ДРСУ. А спустя четыре года после переезда мне предложили в областной администрации стать главой Приморского района. К тому времени у меня уже был стаж 25 лет в дорожной отрасли, из них 17 лет – руководителем. Состоялась встреча с Анатолием Антоновичем Ефремовым – «благословлять» на власть в ту пору уже было принято. Помню, он сказал мне тогда: «Хватит ходить в коротких штанишках. Иди на непростой район, будем помогать, вместе работать». Жаль было расставаться с «Автодором», но раз надо, то ничего не поделать…

– К дорожникам особое отношение было у Анатолия Антоновича, конечно…

– Так сам он из транспортников. Дорожники и транспортники – друзья-товарищи. Отрасль смежная. Без самосвалов, транспортных средств дорог не построить. В ту пору техника была у дорожников не очень качественная. Самосвалы получше нам транспортники предоставляли. С ними вместе дороги и строили. В первом созыве областного Собрания работали трое дорожников: Алексей Верещагин, Вячеслав Калямин и я. И жилось нам непросто. На начало 90-х годов пришелся пик строительства – в год сдавали по 360 километров дорог. В областном Собрании мы тогда инициировали вопрос с отчислениями в дорожный фонд региона. Начинали с 1,2, а закончили 3,4% от оборота любой компании. Это были значительные средства, потому и отношение к дорожному строительству было соответствующее, и много тогда строили.

– А ведь времена были сложные…

– Да, однако, как говорят, помирать собрался, но рожь сей. И тогда осуществлялись масштабные строительные проекты, вспомните хотя бы Котласский мост. Здесь мы организовали акционерное общество, старались, и федеральный центр, увидев нашу заинтересованность, помог с деньгами. Люди уже и забыли, как жили раньше без моста, про паромную переправу, как в распутицу перебирались через Двину – паромов нет, льда нет, только на поезде и можно перебраться. Сейчас уже и поколение новое подрастает, это все осталось в прошлом. И слава богу. И перед Архангельском приятно видеть роскошную развязку трассы М8.

– И когда началась ваша карьера главы Приморского района?

– В 2000 году я избрался главой администрации Приморского района. К этому времени неплохо представлял возможности законодательной власти, а также понимал круг обязанностей райисполкома. И погрузился с головой в новые заботы. Первое время это был сплошной кошмар, режим ЧС. Отопительный сезон в самом разгаре, декабрь 2000-го. В одном поселении полцистерны топлива осталось в котельной, в другом – цистерна… Работаем с колес, запасов нет никаких. Уйма осталась без воды, и пришлось самому выходить в поле, работать с ремонтными бригадами, выяснять, где проложены сети. Ни документов, ни схем нет, работали со слов, методом тыка. С тех пор я трижды избирался главой Приморского района. Ругали, но избирали. Всегда мы честно говорили людям, что сможем сделать, а что не сможем. И сегодня, когда бываешь на территории, люди подходят и говорят спасибо. Хотя нечасто, конечно, такое бывает…

serdyuk_yi_big.jpg

.

Главной сразу стала проблема ЖКХ. И неудивительно – мы живем на Севере, отопительный сезон 8 месяцев в году. 8,2 если быть точным. Тепло – это основа, а если его нет, то какая может быть обстановка, о каком уюте может идти речь, когда холодно? Основная проблема – нехватка средств на закупку нужного количества мазута. Потом возникла и другая – многие понаставили в своих квартирах дополнительных батарей, и после того как нормализовалась температура теплоносителя, у них началась настоящая «Сахара», страдали от перегрева. Но постепенно все «устаканилось» и Приморский район исчез из сводок чрезвычайных ситуаций.

– И вам удалось модернизировать котельные за это время?

– Конечно. Газ, пеллеты. Сегодня владельцы котельных сами переоборудуют их и продают тепло населению. Вопрос во многом решен.

– А почему тогда цена на килокалорию не снижается? Почему новые технологии не приносят экономического эффекта?

– Точно не могу назвать последние данные, цены действительно не снижаются, но по ряду регионов они «заморожены». Здесь надо учесть, что оборудование часто стоит импортное, а курс валюты изменился. Кроме того, частные инвесторы вкладывают средства, и рассчитывают не только их вернуть, но и получить прибыль.

– Но не высоковата ли она? Рассчитывается, наверное, как рисковая…

– Не стоит забывать, что область тратит сегодня миллиарды рублей на субсидии и по воде, и по дровам, и по электричеству. Так что прогресс нам все равно необходим. Мезенский район, к примеру, децентрализован по источникам энергопотребления, он полностью «сидит» на дизельном топливе, тысячи тонн завозим, а цена на гигакалорию, киловатт примерно такая же, как в среднем по региону. Важно то, что мы уходим от очень неправильной ситуации, когда муниципалитет занимался и производством услуги, и цену на нее назначал. То есть сидел на двух стульях.

Мы в Приморском районе ушли от этого практически полностью. Сподвиг на это еще и ФЗ №85, который позволял деньги на капремонт использовать в целях реформирования ЖКХ. Мы понимали, что двигаться больше некуда: сами не в состоянии вкладываться в эту проблемную отрасль, значит, надо из нее уходить. Поначалу, помню, очень переживал за Васьково. Нам воинская часть передала имущество, мы создали на его базе муниципальное предприятие. Через пару лет оно стало банкротом. Имущество выкупили «частники». И сегодня по Васьково все услуги ЖКХ – тепло, электричество, вода, канализация – оказывают они, за исключением, по-моему, газоснабжения. Уже четыре года прошло – выжили, не обанкротились.

Поработали над издержками, думаю, что не жируют, поддерживают в исправном состоянии коммунальное хозяйство. Чтобы направлять инвестиции в ЖКХ, для оптимизации нужны долгие недорогие кредиты. И это одно из направлений работы. Хотелось бы, чтоб побыстрее завершилась передача имущества ЖКХ в концессию, пошли инвестиции в эту отрасль и мы полностью ушли от бесконечных аварий и чрезвычайщины…

– То есть вы считаете, Юрий Иванович, что именно «частник» спасет регион от нового «холодомора»?

– К этому все и идет, а дорогу осилит идущий. Так и было у нас в Приморском районе, кроме Васьково есть немало других примеров. Можно прийти, посмотреть, что называется, пощупать. Сейчас идет становление рынка в этой сфере. И новые управляющие компании, которые на него пришли, утвердятся постепенно. Кто-то, возможно, сойдет с дистанции, попытавшись где-то что-то «рвануть», так или иначе, выживет сильнейший. Сколько потребуется времени – три, пять или семь лет – не знаю. Но процессы идут. Выправится ситуация в коммуналке, точно могу сказать.

– Вы сказали про «рвануть». Что вы думаете о ситуации в Катунино? Там военные передавали имущество муниципалитету – аэродром. Но его плиты почему-то начали расхищать при участии местных властей. При этом главу хвалят жители…

– Я не знаю всех деталей, могу лишь предполагать. Очень долго шел процесс передачи имущества – 11 лет. А пока передается, оно вроде как бесхозное. Ну и тут может возникнуть ситуация, когда трудно устоять перед желанием сделать себе прибавку к пенсии, чтобы, как говорится, «не было больно за бесцельно прожитые годы».

– Что вас повело назад в областное Собрание? Ведь так все хорошо складывалось в Приморском районе…

– Не скажу, что устал, но тринадцать лет – очень много на одной и той же работе. Появляется некая замыленность во взгляде на вещи. Теряется ощущение новизны, не видишь нюансов каких-то, все идет так, как сложилось – зачем что-то менять. Это классика. И тут время поставить многоточие, найти себе замену. Ну и, конечно, это свое желание, намерение обсуждал в правительстве, в «Единой России». Ведь на выборы шел от партии, представлял ее в Приморском районе. Для меня это не новость – всегда был одномандатником. Поработали с коллегами серьезно по округу, это ж не просто мое решение – надо пройти выборы.

– Юрий Иванович, поделитесь секретом общения с людьми, ведь непросто три раза избраться на должность главы района…

– Это привычка общения такая – напрямую, глаза в глаза все выяснять. А потом я привык следовать правилу: сделать и пожалеть лучше, чем не сделать и пожалеть. Это мой принцип, ему я следую всю жизнь и не жалею об этом.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей