Анастасия НЕЗГОВОРОВА | 27.10.2019 15:36:24
Уже пять месяцев в Соломбале ведется строительство поморского коча. В планах у организаторов не только воссоздать традиционное деревянное судно, но и использовать его в современных условиях – организовать межрегиональный экспедиционный маршрут вдоль российского арктического побережья.
Напомним, закладка поморского коча состоялась в июне, в рамках 2-го Международного форума «Судостроение в Арктике». Строительством занимаются сотрудники Фонда возрождения традиционного судостроения. На работу уйдет не меньше полутора лет. Строят коч по архивным заметкам поморов, еще в XVI веке покорявших северные моря на подобных судах.
«В этот цех мы зашли в середине мая, вдохновленные общей идеей, – рассказывает один из организаторов строительства поморского коча, директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей СМИРНОВ. – Мы знаем, что это сложный проект, не укладывающийся в бизнес-рамки. Но при этом понимаем: поморский коч должен стать символом возрождения в Архангельской области деревянного судостроения».
Судно начало обретать очертания: сейчас у него уже есть киль, шпангоуты и флоры. Напоминает скелет кита. По плану это будет коч длиной 19,2 метра и 5,9 метра в ширину.
Строительство судна ведется силами энтузиастов. Руководитель проекта – глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб ПЛЕТНЁВ. К сотрудничеству приглашены профессионалы отрасли – люди, которые ранее работали на Соломбальской судоверфи.
«Главное, что наш проект движется, развивается при поддержке бизнес-сообщества Архангельской области, – продолжает Сергей Смирнов. – Без участия предпринимателей он бы не состоялся. Отдельное спасибо руководству «Арктик-Консалтинг-Сервиса».
Помогает со строительством коча и член научного совета Архангельского центра Русского географического общества Андрей РУЖНИКОВ, эксперт в истории поморского флота, строительство которого началось в XII-XIII веках. Несмотря на то, что в начале XVIII века Петр I приказал переходить на европейские суда, поморское судостроение продолжало жить параллельно с государственным вплоть до начала XX века.
На таких судах поморы издавна ходили по покрытым льдами арктическим морям. Округлая, яйцевидная форма берегла кочи от льдин. Плоскодонные, с небольшой осадкой, они подходили для плавания и по мелководным северным рекам. К сожалению, чертежей этих судов не сохранилось. Поэтому прежде чем приступить к работе, инициаторам проекта понадобилось около полутора лет для изучения поморских кораблей.
«Это первый подобный проект транспортного судна. Ранее при содействии Архангельского центра РГО было сделано два судна на основе корпуса шняки (небольшого рыболовецкого суденышка, – Прим. ред.)», – отмечает Андрей Ружников.
Первый двухмачтовый моторно-парусный коч должен сойти со стапелей в 2021 году. На нем планируется повторить маршрут Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции.
«Коч – это собирательный образ, наглядный пример совершенного по своей природе промыслового судна, символ твердости и стойкости первопроходца-северянина, символ эпохи, в которой именно с помощью поморских кочей были заложены основы государственных границ в Арктике», – добавляет Глеб Плетнёв.