Виктор ОРЕФЬЕВ. Фото Алексея Липницкого. На правах рекламы. | 17.05.2021 10:50:19
Здание автовокзала – знаковый объект инфраструктуры областного центра. Ежедневно отсюда в города и районы Архангельской области оправляются автобусы более чем двадцати маршрутов, многие по нескольку раз в день. Стабильный трафик обеспечивают удобная локация, большая прилегающая территория, объекты торговли, помещения для пассажиров внутри вокзала и, по сути, – отсутствие альтернативы. Автовокзал будет востребован всегда.
Однако с точки зрения бизнеса сейчас этот логистический центр используется менее чем на 20%: «виноваты» незастроенная территория, отсутствие современного подхода к ведению бизнеса, морально устаревший ремонт и требующие внимания места для арендаторов. При правильном подходе к развитию этого перспективного инфраструктурного узла инвестор сможет увидеть прибыль уже в первый год после вложений и постепенно наращивать ее, причем без остановки налаженных бизнес-процессов.
Даже сегодня автовокзал является прибыльным активом. Однако новая экономическая реальность диктует свои правила: непрофильным проектам нужны другие инвестиции. С этим и связана продажа данного объекта.
Исторический контекст
Кстати, первый автобус в России в качестве общественного транспорта появился более ста лет назад, и, что интересно, именно в Архангельске. Один из крупнейших морских портов России вытянулся вдоль берегов Северной Двины на несколько километров, и поездки по городу на извозчиках стали обходиться чрезвычайно дорого.
В июле 1907 года инженер Н. Белый получил от городской управы концессию на автобусное движение в Архангельске сроком на восемь лет. Первый автобус немецкой фирмы NAG был рассчитан на 16-25 пассажиров и весил около 6 тонн. Мощность двигателя составляла 24-26 л. с. Газета «Архангельск» тогда сообщила: «Автомобильное движение официально открыто вчера. Пробежавший по Троицкому проспекту автомобиль был особенно шумно встречен жителями…»
Вскоре появились первые правила пользования автобусом и твердое расписание движения, таблички с указанием остановок. Маршрут шел практически через все правобережье Архангельска. Проезд на автобусе обходился в семь-восемь раз дешевле, чем на извозчике. Лишь спустя четыре месяца после открытия автобусного движения в Архангельске начались регулярные рейсы автобусов в Петербурге, а спустя год и в Москве.
Логистика региона
Причина появления первого автобуса актуальна и сегодня: если взглянуть на карту областного центра и пригородов, становится понятно, что до большинства поселений проще и быстрее добираться именно автобусом.
Новый двухэтажный автовокзал в Архангельске был введен в эксплуатацию в 1987 году и тут же стал одним из крупнейших автовокзалов европейской части Севера России. Это здание функционирует до настоящего времени. К слову, прежде пассажиры ожидали своих автобусов, стоя на улице возле железнодорожного вокзала.
Сейчас на первом этаже здания расположены зал ожидания, торговые павильоны, точки общепита. На втором этаже – мало используемые комнаты отдыха для пассажиров. Билетные кассы вынесены из здания и имеют отдельный вход. Есть возможность оплатить проезд по терминалу (а также онлайн).
На привокзальной территории для машин действует пропускная система. Внутри и снаружи здание находится под круглосуточным наблюдением благодаря постоянной работе видеокамер, объединенных компьютерной сетью.
На противоположной от дороги стороне расположена стоянка для автобусов, подъездные карманы оборудованы скамейками и информационными указателями. Есть все необходимое, чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б».
Новый импульс развитию автобусных перевозок сегодня дают внутренний туризм и просто желание людей насладиться красотой и покоем северной природы: в сезон на автовокзале Архангельска можно встретить не только жителей области, но и приезжих из Москвы, Петербурга и других регионов России. И если туристическая инфраструктура – дороги, места для размещения, пакеты предложений для гостей – начинает заметно улучшаться, то об автовокзале сегодня этого сказать пока нельзя. Банально, но в здании нет даже сувенирной лавки…
Потенциал территории
Традиционно наибольшую часть коммерческих площадей на вокзалах – около 70% – занимают точки общепита и небольшие супермаркеты. Популярностью среди пассажиров пользуются также аптеки, магазины сотовой связи, товаров в дорогу, банковские услуги, цветы и подарки. При этом пассажир хочет видеть уже знакомые ему бренды. С недавнего времени на вокзалах стали открывать почтовые отделения и пункты выдачи заказов интернет-магазинов, и этот тренд продолжает развиваться. Кроме того, на вокзалах, как и везде, бывают сезонные арендаторы, которые продают актуальные товары в зависимости от времени года: мороженое, квас, фрукты.
Интересно и то, что использовать под торговлю можно не только помещения внутри вокзала – привлекательна и территория вокруг. В Архангельске, например, она мало застроена, что дает девелоперам возможность возвести здание и по заказу конкретного арендатора.
В пересчёте на цифры
Инвестиции в транспортную инфраструктуру – это история про бизнес, где важно сбалансировать качественное обслуживание пассажиров и эффективную коммерческую деятельность. Современные вокзалы давно «переросли» исключительно транспортную функцию: сегодня и в небольшом городе вокзал может стать центром деловой, бизнес– и досуговой активности. Сервис для пассажира не заканчивается покупкой билета и размещением багажа в камере хранения – это комплекс инфраструктурных решений для привлечения бизнеса. А транспортная составляющая вокзала дает главное – стабильный трафик клиентов.
На усмотрение собственника в здании и на территории могут появиться хостелы, более комфортные места общепита, формат «кофе с собой», киоски по типу «Роспечати», магазины сегмента DIY – дачники создают значительную долю пассажиропотока. Кроме того, на подобных объектах, как правило, востребованы услуги мелкого ремонта, парикмахерские.
Несмотря на то, что функции вокзалов расширяются, транспортная составляющая остается приоритетной. Важно, чтобы пассажир мог быстро и беспрепятственно пройти к кассам, камере хранения, санитарным комнатам и, конечно же, к своему автобусу. Торговые зоны при этом выстраиваются по ходу движения пассажиропотока. Такой подход применяют и федеральные арендаторы: посмотрите на их количество на автовокзалах других городов!
Площадь здания автовокзала в Архангельске – 2415 кв. м. Помещения сдаются в аренду, стабильный трафик обеспечен профильной деятельностью. На продажу выставлен также земельный участок площадью 13 836 кв. м, который находится в собственности, подходит под размещение других зданий и сооружений для комплексного обслуживания пассажиров.
Территория застроена всего на 10% и имеет привлекательный инвестиционный потенциал: помимо гостиничного сервиса и ритейла, это могут быть оказание услуг технического обслуживания транспортных средств, розничная торговля автомобильными запчастями и аксессуарами, передача в аренду предприятию пассажирских перевозок площадей кассы и зала ожидания, платная автостоянка.
Стоимость здания – 36 500 руб./кв. м, земельного участка – 450 000 рублей за 100 кв. м. Итого – 150 млн рублей за весь лот.
Безусловно, на имидж вокзала, уровень сервиса влияют различные параметры, включая подбор арендаторов: важно, чтобы их привлечением занимались профессионалы. Необходимо, чтобы арендаторы дополняли друг друга, а управление комплексом в целом следовало трендам, в числе которых растущий поток пассажиров и приход коммерческого сегмента нового уровня.
Подробности о лоте:
ООО «Автокапитал»,
кадастровый номер участка: 29:22:040211:119
+7-981-561-89-99