ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Без хлеба и зрелищ: ивент-индустрия Архангельской области надеется заработать осенью


Рина КОСТИНА. Фото vk.com/sofdima | 10.06.2020 11:20:55
Без хлеба и зрелищ: ивент-индустрия Архангельской области надеется заработать осенью

Одной из первых сфер рынка, которая ощутила на себе пандемию коронавирусной инфекции, стала событийная индустрия. Еще в середине марта в России запретили проведение массовых мероприятий. Концертным организаторам пришлось срочно переносить выступления звезд, в ивент-агентствах отменились заказы на корпоративные праздники. Бум на архангельском рынке событий сменился абсолютным затишьем, которое переживут не все.


Крупный рынок

В марте – апреле 2020 года Выставочный научно-исследовательский центр R&C (ВНИЦ R&C) совместно с Российским союзом выставок и ярмарок, Национальным конгресс-бюро, Союзом выставочных застройщиков и при поддержке Фонда Росконгресс провел маркетинговое исследование о влиянии кризиса, вызванного вспышкой COVID-19, на развитие отечественной событийной индустрии.

К началу пандемии объем этого рынка в стране оценивался в 161,1 млрд рублей. На нем активно работали более двух тысяч компаний. По состоянию на начало апреля 2020 года большую часть рынка составляли микропредприятия и малый бизнес (не менее 2/3 компаний). Отрасль динамично развивалась, что подтверждает количество новых игроков – 483 компании за период 2019-2020 годов. Северо-Западный федеральный округ занимал на событийном рынке 16% по количеству компаний и 8,5% по объему их выручки.

По мнению архангельского концертного организатора Дмитрия СОФРОНОВА (на снимке), до пандемии рынок даже был перенасыщен. В одном только Архангельске на нем насчитывалось до десяти игроков.

«Например, за осенний сезон 2019 года – это с 15 октября по 15 декабря – в Архангельске и Северодвинске прошло порядка 70 выступлений привозных артистов. Это не считая местных концертов и спектаклей», – пояснил он.

Больше двух не собираться

Пандемия разделила жизнь событийной отрасли на «до» и «после». По оценкам Forbes, объем всего рынка ивент-маркетинга в России – 40-60 млрд рублей в год. За три-пять месяцев вынужденных каникул рынок недополучит около 30% годового оборота. При этом важно отметить, что 69% игроков существуют на рынке менее 5 лет и, вероятно, не имеют такой денежной подушки безопасности, которая позволила бы без потерь пережить коронавирусный карантин.

К молодым предприятиям относится и компания Дмитрия Софронова, работающая на рынке Архангельска с 2017 года. Шоумен организует концерты, а также юбилеи, свадьбы и детские праздники. С марта Дмитрий Софронов не может заниматься своим делом. Чтобы иметь хоть какой-то заработок, пришлось переквалифицироваться в фотографа.

«2020 год не состоялся, – констатирует Дмитрий Софронов. – 16 марта я работал на концерте «Лейся, песня» в АГКЦ, когда нам объявили, что он последний. С тех пор нахожусь без работы. У всех концертных организаторов была распланирована весна 2020: договоренности, оплаты артиста... Например, чтобы Леонид АГУТИН выступил в апреле, ему был отправлен аванс – где-то тысяч 500. Пришлось перенести концерт на осень. Первое мероприятие мы поставили на 12 сентября. В общей сложности у нас зависло примерно 7-8 млн рублей».

Местному концертному организатору Александру МОЧАЛОВУ удалось перенести на осень три концерта, поэтому деньги за билеты возвращать не придется. Тем не менее пропали зазря вложения в рекламу – мероприятия придется продвигать вновь.

Нелегко пришлось и группе компаний «Проект 29», которая работает на событийном рынке Северо-Запада уже 11 лет. Ивент-агентство организует в Архангельской области концерты таких звезд, как Валерия, Максим, группа «Мельница», а также рок-музыкантов – это порядка 15 «привозных» выступлений ежегодно плюс корпоративные мероприятия.

Как рассказал директор ГК «Проект 29» Алексей НИКИТИН, компании пришлось отменить или перенести на осень восемь мероприятий, которые должны были состояться в апреле. На лето агентство никаких событий не планирует – ждет окончательного снятия ограничений режима повышенной готовности.

«На время самоизоляции мы немного перепрофилировались, – рассказал Алексей Никитин. – Занимаемся бизнесом, сопутствующим организации концертов и рекламе. У нас пропало около 30% вложений. Часть денег, которые мы вкладываем в концерты, невозвратная – это реклама, авиабилеты, частично – гонорар артистам. Прогнозы очень неутешительные. Рынок восстановится не раньше чем через год. Если нам все-таки разрешат проведение мероприятий этой осенью, все деньги, которые заработаем, станут лишь компенсацией того, что потеряли».

Чуть больше повезло концертному агентству Pushking promo group, существующему на архангельском рынке с 2015 года. Ему не пришлось отменять или переносить ни одного концерта. В связи с бумом концертного предпринимательства и огромным количеством событий, запланированных конкурентами на осень – весну 2019-2020, компания приняла стратегическое решение «не лезть в эту кашу» и заняться развитием других проектов, не связанных с ивент-индустрией. Тем не менее агентству удалось получить государственную поддержку на период пандемии в размере одного МРОТ за апрель и май.

Год на восстановление

Как показывает маркетинговое исследование выставочного научно-исследовательского центра R&C, по состоянию на март – апрель почти треть мероприятий, организуемых российскими компаниями, отменилась и лишь 14% событий перенесены на более поздние сроки.
Местные ивент-агентства откладывают не состоявшиеся весной концерты на осень в надежде, что за лето ситуация с коронавирусом изменится. Но результатом может стать резкое перенасыщение рынка событий после такого же резкого спада.

«Получится так, что нужно будет «выдавать» концерты, которые запланированы и на осень, и на прошедшую весну, – пояснил Дмитрий Софронов. – Переносить осенние концерты на более поздние сроки нереально, потому что они согласуются за два, а то и за три года. Григория Лепса, например, нужно планировать за три года. А если это мировая звезда, то вообще за пять лет. Энрике Иглесиаса, к примеру, можно привезти в 2025 году, если начать договариваться сейчас».

По мнению концертного организатора, отрасль сможет вновь нормально работать только после снятия абсолютно всех ограничений, связанных с общественными местами и массовыми мероприятиями. Дмитрий Софронов считает, что концертная деятельность вернется в нормальный режим работы только к 2022 году. До этого компании будут работать в минус, так как наиболее выгодно собирать на концерты от тысячи человек и более.

«Ивент-индустрия в Архангельске была на хорошем уровне и имела быстрый темп роста до наступления пандемии. Проводилось большое количество концертов звезд эстрады, театральные труппы посещали город регулярно, не была забыта и детская аудитория, – считает соучредитель концертного агентства Pushking promo group Максим ЛЕЩЕНОК. – Существовала высокая конкуренция. Далеко не каждый город не миллионник может похвастаться таким количеством событий и уровнем организации! Сейчас мы находимся во временном периоде, когда массовые события под запретом. Когда ситуация изменится – никто не может дать ответ. Покупательная способность в связи с пандемией и нерабочими месяцами упала и будет еще какое-то время в стагнации. Обращая внимание на эти факторы и общаясь с менеджерами артистов, могу сказать, что ивент-индустрии понадобится около года, чтобы достичь былых результатов».

Его партнер по бизнесу Денис КАЧАНОВ добавляет, что пандемия станет естественным отбором для отрасли: выживет сильнейший, «отвалятся» дилетанты.

«В течение пары лет все это придет в норму. Помимо оффлайн-концертов, мир научился устраивать трансляции из любой точки планеты, и такие концерты по окончании ограничений никуда не денутся. А это прибавляет дополнительные возможности бизнесу», – говорит Денис Качанов.

Последствия

По результатам исследования выставочный научно-исследовательский центр R&C разработал три сценария развития кризисной ситуации в России. Первый, предполагающий сохранение ограничений до апреля, уже не сбылся.

Как считают эксперты, при сохранении ограничений на проведение мероприятий до конца июня, количество рабочих мест в отрасли не изменится или сократится незначительно, объем заработной платы сотрудников уменьшится на 36%, а объем понесенных компаниями убытков может достигнуть 50% от оборота. Суммарные убытки отрасли по данному сценарию могут составить около 73,2 млрд рублей (45% от общего объема рынка).

Эксперты отрасли рассмотрели и наиболее критический вариант развития событий – сохранение ограничений на социальную активность до конца декабря 2020 года. В таком случае количество рабочих мест и размер зарплаты сотрудников сократятся на 50% и более. Оборот компаний снизится более чем в два раза. Суммарные убытки отрасли могут дойти до 110 млрд рублей (68% от общего объема рынка).

«Анализ сделанных прогнозов показывает, что для преодоления кризисной ситуации компании – участники рынка будут в первую очередь оптимизировать расходы организации, при этом стараясь сохранить коллективы. Это обусловлено тем, что уровень профессионализма сотрудников нарабатывается практикой и обучением внутри компании. Найти замену таким специалистам очень сложно. При этом именно от уровня сотрудников в большей степени зависит успех организации мероприятий, а значит, и коммерческая эффективность компании. Важно отметить, что около 8% компаний-респондентов рассматривают возможность закрытия организации и ухода с рынка», – заключают авторы исследования.





Возврат к списку

Тест-драйв «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей