ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Вирус ограничений: как пандемия отразилась на бизнесе в Архангельской области?


Анастасия НЕЗГОВОРОВА, Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото https://ru.depositphotos.com/, Алексея Липницкого и Павла Кононова (http://dvinanews.ru/) | 29.03.2020 19:00:26
Вирус ограничений: как пандемия отразилась на бизнесе в Архангельской области?

Меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции в России становятся жестче. Больше всего пострадали предприниматели, работающие в сфере туризма и гостиничного бизнеса, общепита, розничной торговли, за исключением продуктового ритейла, сферы услуг. Каждый день – борьба за существование.


В аппарат уполномоченного по правам предпринимателей при губернаторе Архангельской области обращения поступают ежедневно.

«Падение выручки по ряду направлений достигает 40-70%. В зоне особого риска — туроператоры и турагентства, выкупившие зарубежные путевки, по которым федеральные операторы вынуждены приостанавливать выплату средств в связи с аннулированием туров. При этом к ним поступают судебные иски со стороны клиентов. С ростом спроса на продукты и предметы первой необходимости снижается выручка по иной розничной торговле и общепиту», - отмечает бизнес-омбудсмен Ольга ГОРЕЛОВА.

Турбизнес в изоляции

beletsky_a.jpgСегодня у местных туроператоров практически нет заявок на летний сезон, который, можно сказать, кормит их весь год. С 27 марта в России прекращено регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. Исключение составляют лишь рейсы для вывоза россиян из-за рубежа. Из Архангельска после 20 марта чартерные рейсы в Тунис и Турцию так и не состоялись. Об этом сообщил председатель правления Архангельской региональной туристской ассоциации, директор турагентства «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ.

nikulin_s.jpgПо словам генерального директора туристско-экскурсионной компании «Помор-Тур» Сергея НИКУЛИНА, ситуация с внутренним туризмом не такая острая, как с «зарубежкой», но тоже сложная.

«В туры по региону включено посещение музеев, различных экскурсионных объектов. Но  в Архангельской области почти все они сейчас закрыты. На Соловках большую часть экскурсий проводит музей: если и он будет закрыт — экскурсий не будет. Конечно, туристы могут знакомиться с архипелагом и самостоятельно, но это уже не так интересно»,  - считает Сергей Никулин.

Далеко не у каждого туроператора есть запас прочности, чтобы пережить этот трудный период. Как поясняет Александр Белецкий, непосредственно в турфирмах работает более 450 человек - многие из этих людей могут потерять рабочие места.

Между тем турбизнес тянет за собой и другие направления – гостиничный бизнес, рестораторов, перевозчиков, изготовителей сувенирной продукции и многих других.

Это форс-мажор!

«На ситуацию в турбизнесе сказались валютный кризис, страх людей путешествовать в такое неспокойное время и, конечно, ограничительные меры. Резервов в нашей сфере уже практически нет. Это настоящий форс-мажор. Отрасль еще не скоро возродится после таких потрясений. Этот год для всего турбизнеса станет катастрофическим! Боюсь, что около половины предприятий погибнет, другие — переждут», - считает Александр Белецкий.

В Правительстве РФ разрабатывают меры поддержки, среди которых — отсрочка по налоговым платежам для турбизнеса и авиаперевозчиков, освобождение туроператоров от взносов в «Турпомощь». Планируется разработать порядок компенсации туроператорам убытков, связанных с невозвратными авиабилетами.

«Пандемия рано или поздно пройдет, как и отсрочка по платежам. Но к тому времени денег уже может не остаться. Резервы, которые есть сегодня у некоторых туроператоров, в ближайшие месяцы пойдут на зарплату работников. Что делать дальше? Подавать на банкротство? На мой взгляд, ситуацию могло бы спасти объявление форс-мажора», - уверен председатель правления региональной турассоциации.

Режим экономии?

Серьезные проблемы возникли и в гостиничном бизнесе. Февраль для него и так считается сложным, но март оказался еще сложнее. В гостиницах отменяют различные мероприятия, которые обычно приносят хороший доход, постояльцев становится все меньше.

lyubarskaya_t.jpgУ опытного вельского предпринимателя Татьяны ЛЮБАРСКОЙ — несколько гостиниц и предприятий общепита. Сейчас она и ее партнеры по бизнесу столкнулись с резким падением выручки.

«На конец марта у нас отменили все заказы. Посетителей с каждым днем все меньше, командированных почти нет в связи с ограничениями на поездки. На следующий месяц заявок не поступало. В апреле нужно платить налоги, зарплату, но средств уже не хватает», - говорит Татьяна Любарская.

По мнению предпринимателя, отмена мероприятий связана не только с ограничительными мерами: люди боятся, что могут остаться без работы, поэтому включают режим экономии.

«Мы не знаем, чего ждать, как планировать свою деятельность, чтобы снизить потери. Отпускать сотрудников и «замораживать» бизнес или продолжать работать? На «удаленку» людей мы отправить не можем — в нашем деле они нужны на месте», - добавляет Татьяна Любарская.

Сообщающиеся сосуды

В соответствии с указом губернатора Игоря ОРЛОВА, в Архангельской области приостанавливается работа кинотеатров, предприятий, работающих в сфере культурно-развлекательного досуга, отдыха и развлечений.

Конечно, подобные меры важны и нужны: ситуация с распространением коронавирусной инфекции в мире и в нашей стране очень серьезная. Но как смягчить удар, который сейчас пришелся на бизнес? Большая часть предпринимателей останется без доходов на неопределенное время, и на восстановление деятельности им потребуются огромные ресурсы. Не все найдут возможность переориентировать свой бизнес. Многие уйдут с рынка. А значит, снизится количество налогоплательщиков.

«Экономика – это сообщающиеся сосуды. Важно правильно подойти к мерам поддержки бизнеса. Чем больше мы дадим послаблений сейчас – тем значительнее уменьшатся поступления в бюджет по итогам года. Нужно скорректировать поддерживающие меры так, чтобы они были максимально эффективны и при этом не отягощали бюджет. Убытки несут обе стороны: и бизнес, и государство», - подчеркивает Ольга Горелова.

Gorelova.jpgБизнес-омбудсмен направила в адрес Правительства Архангельской области пакет первоочередных мер, которые необходимо принять в ближайшее время, чтобы не допустить закрытия предприятий микро- и малого бизнеса. 

Ольга ГОРЕЛОВА в режиме онлайн рассказывает предпринимателям обо всех изменениях. Актуальную информацию можно получить в telegram-канале бизнес-омбудсмена (https://t.me/businessombudsman29) или на сайте бизнес-защитник.рф


Мнение бизнеса

ponomareva_luchinina.jpgНадежда ПОНОМАРЁВА, директор «Северной мануфактуры»: 

- Мы на рынке десять лет, занимаемся производством товаров народных художественных промыслов. Каждый год, примерно в этот период заключаем контракты с различными бюджетными организациями — на сувенирную продукцию, корпоративные подарки, праздничную атрибутику. Планировалось, что в ближайшие несколько лет эти контракты принесут нам порядка пяти миллионов рублей. Но сейчас практически все заказы отменились, даже те, где мы уже были определены как поставщики, разрабатывались договоры — оставалось поставить подписи. Понятно, что руководители бюджетных учреждений страхуются, у нас не жизненно необходимый товар. Однако история очень печальная. 

На март еще хватит денег на зарплаты и другие текущие расходы, а на апрель, если ситуация будет развиваться так, как сейчас, уже нет. А в коллективе — двадцать человек, есть возрастные сотрудники, многодетные мамы. Режим удаленной работы для нас не подходит, так как оборудование мастерам домой не перенести. Пока стараемся устанавливать оптимальные графики. 

an_hotenovskaya.jpgАнастасия ХОТЕНОВСКАЯ, город профессий «НордВиль» («Титан-Арена»):

- Мы выполняем все требования, связанные с недопущением распространения вирусной инфекции. Установили обеззараживающие лампы, дополнительно закупили средства дезинфекции, ограничили количество посетителей до 50 человек одновременно — сразу, как только появилось такое распоряжение, объясняли детям в игровой форме, почему сейчас особенно важно соблюдать меры личной гигиены. Были готовы и приостановить деятельность, хотя для нас это очень больно. Период школьных каникул — сезон, на который мы всегда рассчитываем —, время, когда дети хотят развлекаться и получить заслуженный досуг.

Большую часть сотрудников будет тяжело перевести на «удаленку» — они работают с гостями непосредственно на площадке. Проводить что-то в режиме онлайн для поддержки лояльности нашей аудитории — например, поздравлять именинников - можно, но коммерчески абсолютно не эффективно. Это только имиджевая история.

ryabov_grigory.jpgГригорий РЯБОВ, генеральный директор ресторанного холдинга «Добро Про» («Чердак», «Почтовая Контора 1786 г.», REKA, «Svetsky Bar», «Студия 17», «Хурма»,  «Лавка Беккера»):

- Сейчас сложное время — это всем понятно, пострадали разные бизнесы. Но ресторанная индустрия если не больше всех, то точно входит в топ-3. Я общаюсь со своими коллегами не только из Архангельска, но и из других городов России. Ситуация просто катастрофическая. В нашем бизнесе фонд оплаты труда занимает в среднем около 30% в общем объеме издержек. А когда выручка твоих проектов падает где-то на 80%, а где-то на 90% - это просто кома. 

Для понимания: в ресторанном комплексе REKA на завтрак обычно приходили 80-100 человек, вчера было пять. Официального предписания закрываться пока нет (временный запрет на работу появился вечером 27.03., после записи этого комментария - Прим. ред.), но при этом из всех рупоров звучит: «Ребята, никуда не ходите!» История про «больше пятидесяти не собираться» тоже сидит у всех в голове.

В таких условиях многие коллеги и двух месяцев не протянут — это зависит от конкретных проектов. Я понимаю коллег, которые ждут объявления форс-мажорной ситуации. Не говорить об этом нельзя.

«Это просто кома»: как коронавирус ударил по малому бизнесу в регионах

Еще до того, как российские регионы начали уходить на режим тотальной самоизоляции вслед за Москвой, основной финансовый удар пандемии приняли на себя представители малого и среднего бизнеса: парикмахерские, маникюрные салоны, студии квест-игр и прочие представители сферы услуг. Несмотря на то, что правительство России придумывает какие-то компенсационные схемы для смягчения последствий пандемии, бизнесмены не скрывают своего подавленного настроения. Впрочем, даже в этой ситуации некоторые предприниматели ищут новые пути развития, как минимум, на перспективу...

sindikat100_350.jpgРегиональные издания, входящие в состав журналистского объединения «Синдикат-100», собрали истории о том, как малый и средний бизнес пытается пережить нашествие коронавируса. «Новая газета» публикует несколько из них.





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5