ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 08:53

Расти взрывоопасно: в Архангельске прошла XX конференция малого и среднего предпринимательства


Ирина ФОКИНА. Фото Дениса Загайнова | 16.06.2018 10:57:33
Расти взрывоопасно: в Архангельске прошла XX конференция малого и среднего предпринимательства

Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России составляет чуть более 22% – в два-три раза меньше, чем в развитых странах мира. Структура сектора МСП отличается крайней неравномерностью: микропредприятий в стране почти 6 млн, а субъектов среднего бизнеса – всего 20 тысяч. Исправлять ситуацию федеральная власть планирует с помощью «умных» надзорных каникул, льготных кредитов и легализации работающих в «серой» зоне. Важно при этом не забывать про «региональный компонент»: необходимо уравнять конкурентные условия на всей территории страны, включая Крайний Север.


В неравных долях

«Задачу увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса государство поставило перед собой очень давно, тем не менее, если мне не изменяет память, доля МСП в ВВП России никогда не превышала 25%, – подчеркнул на XX конференции малого и среднего предпринимательства в Архангельске президент Московской школы управления «Сколково» Андрей ШАРОНОВ. – Между тем в государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), – их принято называть развитыми странами – эта доля в широком диапазоне составляет 45-60%. Несмотря на декларируемую политику, в течение почти 30 лет нам не удается увеличить долю этого сектора в России, хотя мы на каждом углу и клянемся в любви к малому и среднему бизнесу и обещаем предпринимателям поддержку».

По словам заместителя министра экономического развития РФ Олега ФОМИЧЁВА, причин тому множество. Во-первых, в наследство от СССР России досталась экономика, где главным действующим лицом всегда было крупное предприятие. Кооперация нескольких гигантских промышленных холдингов в каждом секторе обеспечивала возможность жесткого планирования производственных показателей. Безусловно, за время существования российской государственности ситуация значительно изменилась: произошло разукрупнение «гигантов», но тенденция к их существованию сохранилась.

Еще одну причину небольшого количества субъектов МСП в России демонстрирует статистика: из 6,1 млн субъектов малого и среднего предпринимательства 5,8 млн – микропредприятия, 265 тысяч – малые, 20 тысяч – средние.

«В странах ОЭСР эти доли распределены гораздо более равномерно, – отметил Олег Фомичёв. – В развитых государствах средние предприятия составляют основу технологического сектора экономики. А у нас их считайте что нет. То есть основная проблема заключается не в том, что новые субъекты малого бизнеса не появляются – они у нас не растут. Процесс перехода от микропредпринимательства к малому и среднему настолько взрывоопасен для предприятия, что происходит очень редко. Поэтому сейчас перед нами стоит задача создать систему акселерации и поддержки роста бизнеса».
Из тени – в бизнес

Президент России Владимир ПУТИН в майских указах 2018 года уделил особое внимание развитию малого и среднего бизнеса и подчеркнул необходимость организации соответствующей национальной программы. Как рассказал Олег Фомичёв, главным показателем ее результативности должны стать 25 млн граждан, занятых в секторе МСП. Еще одной «лакмусовой бумажкой» будет динамика доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП России.

«Сегодня в секторе МСП России занято 19,2 млн людей, – напомнил Олег Фомичёв. – Откуда возьмутся резервы для практически 30-процентного роста? Мы посчитали, сколько людей у нас занято в теневом секторе, вышло порядка 16 млн граждан. Это те, кто не числится на бирже труда, не инвалид, не студент, не пенсионер. Они являются либо так называемыми самозанятыми, либо наемными работниками, с которыми заключены трудовые договоры. И те, и другие для нас важны. Первых мы можем легализовать через введение особого статуса и соответствующего налогового режима – легкого, простого, прозрачного. Вторые – ресурс для старта собственного бизнеса. То есть результат в 25 млн занятых в секторе МСП не является игрой с нулевой суммой, чем-то недостижимым».

Параллельно с реализацией нацпроекта будет запущена трансформация делового климата в стране. В первую очередь с путей развития бизнеса нужно убирать административные барьеры. По словам Олега Фомичёва, в Государственной Думе сейчас рассматривается законопроект, который, по оценке Минэкономразвития, позволит сократить на 70-80% количество надзорных мероприятий в отношении малого бизнеса с низкими рисками. Система будет отличаться от моратория на проверки: в основе будет лежать профиль риска каждого отдельного предприятия. Контролироваться будут только те компании, которые действительно имеют высокий уровень потенциальной опасности, вне зависимости от их размера.

Среди мероприятий, которые в рамках нацпроекта планирует реализовать Министерство экономического развития России, чтобы добиться положительных результатов, – упрощение налоговой отчетности для субъектов МСП, применяющих контрольно-кассовую технику; создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности предприятий; совершенствование системы закупок; упрощение доступа к льготному финансированию и так далее.

«Нам нужны отдельные мероприятия по ключевым категориям малого и среднего бизнеса – молодежному, женскому и «серебряному» предпринимательству, – подчеркнул Олег Фомичёв. – Люди 45+ будут высвобождаться при реализации программ повышения производительности труда. Их можно трудоустраивать, а можно дать им возможность начать собственное дело. Отдельно нужно учитывать отраслевую специфику: в сфере туризма доля МСП уже достигает 40%, а в энергетике и ЖХК стремится к нулю, хотя в этих сферах средние предприятия вполне себе конкурентоспособны. Отдельная история – Север. Региональная специфика на этих территориях проявляется особенно сильно».

Никуда не годится

– Неучет особенностей ведения предпринимательской деятельности на северных территориях – это не что иное, как дискриминация, заявила заместитель председателя Государственной Думы РФ Ольга ЕПИФАНОВА. По ее словам, все системные недостатки, в целом влияющие на развитие малого и среднего бизнеса, многократно усиливаются в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Если предприятия здесь будут работать по общероссийским правилам, они никогда не смогут стать конкурентоспособным по сравнению с теми, кто ведет деятельность в более удобных условиях.

«Нужно сформировать благоприятную среду для повышения предпринимательской активности, укоренения населения, развития человеческого потенциала, – добавила Ольга Епифанова. – Нынешняя никуда не годится. Действующая нормативная база, регулирующая хозяйственную деятельность на Крайнем Севере, устарела и нуждается в модернизации. Очень много административных барьеров и различных проверок. Несмотря на постоянные заклинания правительства: «Барьеры устраним, проверки сократим», существенных подвижек так и не произошло. Мы слышим бесконечные декларации о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, о его важности в деле экономического подъема и тому подобные правильные слова. На самом деле малый и средний бизнес просто душат. Наша задача донести эту мысль до лиц, принимающих соответствующие решения. У меня есть надежда, что после майских указов президента дело все же сдвинется с мертвой точки».

Вопрос о том, как издержки северного бизнеса на повышенные социальные гарантии работникам и дорогостоящие энергоресурсы сделать сопоставимыми с издержками конкурентов, работающих на остальной территории России, теперь будет решаться на заседаниях рабочей группы Государственной комиссии по развитию Арктики.

По словам Олега Фомичёва, решить эту задачу будет очень трудно, так как она упирается в целый ряд прав граждан, которые зафиксированы Конституционным судом РФ. Но, как выразился Андрей Шаронов, малое предпринимательство «требует жертв». Губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ уверен, что решение будет найдено: у региональной и федеральной власти просто нет другого выбора.

«Как правило, из федерального центра лучше видно густонаселенные территории, – заметила Ольга Епифанова. – Север огромен, но живет здесь всего 8-9% населения России, поэтому и представителей граждан в центральных органах власти всегда будет гораздо меньше. Я не сторонник поддержки предпринимательства деньгами или другими специфическими мерами, которые может получить только часть бизнес-сообщества, я против такого расслоения. Я за то, чтобы были предприняты меры, которые бы уравняли конкурентоспособность всех северных предпринимателей с другими предпринимателями России без каких-то субсидий или дотаций, чтобы все получили абсолютно равные возможности. Северные территории дают очень много для страны, гораздо больше, чем потребляют северяне».

Школа бизнеса

Представители федеральной и региональной власти сходятся во мнении, что существующих сегодня мер поддержки малого и среднего предпринимательства более чем достаточно, но проблема заключается в том, что лишь меньшая часть представителей бизнес-сообщества знает о них и умеет ими пользоваться. Получается, что инструменты развития сектора МСП есть, но не работают.
Как заметил руководитель Дирекции регионального развития акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Андрей ЧУЕВ, особенно актуальна эта проблема в вопросах подготовки банковских заявок на кредиты. По его мнению, нужно «перезаточить» инфраструктуру поддержки МСП: создать институт консультантов для предпринимателей и сконцентрировать всю информацию в одном месте.

«Мы имеем полный комплекс мер поддержки, который сегодня выработан в стране, и не выпадаем из тех ориентиров, посылов и рекомендаций, которые транслирует федеральный центр. Но сегодня на первый план вышел вопрос доступа к этим мерам. Предприниматели о них просто не знают. Нам нужно собрать весь набор инструментов поддержки в одном месте, провести работу по их консолидации и предоставлению», – считает Игорь Орлов.

Наиболее же правильно начинать обучение хитростям предпринимательства со школьной скамьи, считает губернатор. Взрослые люди, обладающие багажом жизненного опыта, больше зациклены на рисках, чем на возможностях, в отличие от детей, для которых проверки контрольно-надзорных органов, штрафы и отчеты в налоговую еще не стали «страшилками».

«С точки зрения региональной власти я оцениваю работу достаточно позитивно, – заключил Игорь Орлов. – Мы запустили процесс, заставляющий каждого человека задуматься о предпринимательстве и изучить тот набор мер, который сегодня в разных формах и на разных уровнях предлагает государство для вхождения в эту сферу деятельности. Важно предоставлять достаточно информации о том, как начать свое дело, помочь людям поверить в собственные возможности. Сегодня мы начали формировать региональную систему поддержки МСП по принципу одного окна: в одном месте должны быть сконцентрированы и обучение, и формы поддержки, и консультанты, и правила оформления документов, и бизнес-навигатор. Нам нужно создать склад знаний для предпринимателей».

Кстати

Существующих сегодня в России мер поддержки малого и среднего предпринимательства более чем достаточно, но проблема заключается в том, что лишь меньшая часть представителей бизнес-сообщества знает о них и умеет ими пользоваться. Получается, что инструменты развития сектора МСП есть, но не работают.

Главное

Президент России Владимир ПУТИН в майских указах 2018 года подчеркнул необходимость организации национальной программы по развитию малого и среднего бизнеса.

Главным показателем ее результативности должны стать 25 млн граждан, занятых в секторе МСП. Еще одной «лакмусовой бумажкой» будет динамика доли субъектов предпринимательства в ВВП России.

Цифра

  • 54 триллиона рублей составил оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в России в 2017 году







Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей