ИМИДЖ-ПРЕСС. Фото Алексея Липницкого | 08.02.2018 17:25:47
Решение о концессионном соглашении по МУП «Водоканал» с привлечением компании «РВК-Центр» депутатам предстоит принять 14 февраля на очередной сессии городской Думы. Основные доводы «за» администрации города понятны: концессия позволит предприятию решить проблему с долговой нагрузкой, которая сейчас оценивается в 1,4 млрд рублей, а также провести модернизацию находящихся в удручающем состоянии сетей – общая инвестиционная составляющая соглашения – около 13 млрд рублей.
Однако по оценке прокуратуры Архангельска, ООО «РВК-Центр» не просто не имеет ресурсов, чтобы выполнить эти условия: водоснабжение всего областного центра может оказаться под угрозой.
Прежде всего, как отмечается в заключении прокуратуры (есть в распоряжении редакции «Бизнес-класса»), поскольку второй стороной соглашения – концедентом – является само муниципальное образование «Город Архангельск», а не МУП, одобрения депутатов, собственно, и не требуется: администрация вправе подписать документ самостоятельно.
Далее в заключении идет речь о том, что представляет из себя ООО «РВК-Центр». Общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ 16.05.2014, уставный капитал – 100 тысяч рублей. Единственным учредителем компании является ООО «РВК-Инвест», учредители которого – ООО «УК Росводоканал», ООО «РВК-Капитал» и кипрский офшор GENILE TRADE LIMITED.
По данным прокуратуры, ООО «РВК-Центр» фактически не находится по месту регистрации в Омске. В представленной в администрацию Архангельска документации указан иной адрес, которого в ЕГРЮЛ нет.
Настораживает и тот факт, что чистый убыток потенциального «инвестора» за 2014 год составил 371 тысячу рублей, за 2015-й – 536 тысяч рублей, а за 2016 год – уже почти 25 млн рублей, что, по оценке прокуратуры, «свидетельствует о крайне низкой эффективности деятельности Общества».
Прокуратура обращает внимание и на то, что эта компания существует относительно недавно и не имеет опыта работы по концессионным соглашениям.
«Анализ бухгалтерской отчетности ООО «РВК-Центр», размещенной в открытых источниках, показал, что у Общества отсутствуют собственные средства, за счет которых возможно исполнение предусмотренных проектом концессионного соглашения обязательств. (...) Представляется, что предложенная ООО «РВК-Центр» к предоставлению в проекте концессионного соглашения банковская гарантия на сумму 1,25 млн рублей, оформляемая ежегодно, не способна обеспечить исполнение обществом обязательств по инвестированию на сумму 12 772 млн рублей», – говорится в заключении прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» (№115-ФЗ от 21.07.2005), концессионер не может передавать свои права по договору аренды земельных участков другим лицам, если иное не предусмотрено договором. В проекте соглашения по архангельскому «Водоканалу» ООО «РВК-Центр» наделяется правом сдавать землю в субаренду, причем без согласия администрации города.
«С учетом вышесказанного полагаю, что интересам муниципального образования, его населения будет соответствовать передача объекта концессионного соглашения, иного имущества концессионеру не ранее внесения им концессионной платы в полном объеме, которая и подтвердит финансовую состоятельность концессионера и его действительные намерения по исполнению концессионного соглашения. Финансовое положение общества вряд ли позволит это сделать. При таких обстоятельствах представленное концессионное соглашение не может быть признано инвестиционным проектом, поскольку никакие инвестиции, кроме обеспеченных муниципалитетом и построенных только на его рисках, под угрозой срыва водоснабжения города, ООО «РВК-Центр» не предлагает», – подводит промежуточный итог заместитель прокурора города Архангельска Алексей МИХАЙЛОВ, подписавший заключение.
По оценке прокуратуры, добиться рассрочки по оплате «долгой кредиторки», погасить краткосрочную задолженность в размере 377 млн рублей, провести мероприятия по реконструкции, модернизации объектов холодного водоснабжения и водоотведения, как это предусмотрено проектом соглашения, – со всем этим «Водоканал» способен справиться самостоятельно: «Производственные мощности и опыт работы предприятия, состав и численность работников, действующие тарифы на услуги позволяют это сделать».
Далее в заключении указано, что на компанию-концессионера не будет распространяться Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе», что не исключает «самовольное и не имеющее пределов по суммам расходование платы населения за коммунальные услуги на любые цели Общества и его должностных лиц».
Как отмечает прокуратура, проектом соглашения предусмотрен ряд условий, при которых оно может быть расторгнуто концессионером в одностороннем порядке: например, отказ в согласовании инвестиционной программы, несоответствие имущества заявленным технико-экономическим показателям, повышение размера арендной платы за земельные участки.
«Одностороннее расторжение соглашение влечет для концедента (города. – Прим. ред.) значительные финансовые траты, так как с него будут взысканы сумма задолженности перед финансирующей организацией, суммы задолженностей по займам, в том числе и проценты, издержки, сумма долговых обязательств предприятия (900 млн рублей), а также дополнительная сумма возмещения, то есть вся сумма налогов», – подводит итог заместитель прокурора Архангельска.
Прямая речь
Алексей МИХАЙЛОВ, заместитель прокурора города Архангельска:
– Приведенная характеристика ООО «РВК-Центр», содержание предлагаемого им к заключению проекта концессионного соглашения не свидетельствуют о благонадежности, финансовой состоятельности и самостоятельности потенциального концессионера, чистоте его действительных намерений и реальности их практической реализации. Заключение такого соглашения крайне рискованно, ставит под угрозу водоснабжение всего города. Безусловно, бремя неблагоприятных последствий неспособности концессионера исполнить принятые обязательства в виде срыва водоснабжения в полном объеме понесет население города Архангельска, в виде гражданско-правовых последствий по принятым обществом обязательствам – муниципальное образование.