Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 06.07.2019 02:39:53
В Архангельске продолжаются споры вокруг нового порядка проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов. Администрация города и предприниматели, занимающиеся киосками и павильонами, ищут компромисс, но пока не могут договориться по многим принципиальным позициям. Муниципалитет максимально обезопасил себя во всех пунктах документа, а вот торговый бизнес при малейших нарушениях рискует вылететь в трубу.
Напомним, что до сих пор нестационарные торговые объекты (НТО) устанавливались на арендованных по результатам торгов земельных участках. Однако еще в марте 2015 года в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие муниципалитетам выставлять на аукцион не право аренды земли, а просто место для размещения киоска или павильона, без выделения участка.
Администрация Архангельска решила воспользоваться этой возможностью, а заодно и «почистить» рынок: обновить схему размещения НТО, убрать ларьки, которые установлены незаконно, портят вид, торгуют алкоголем и т. п. Кроме того, аукционы должны принести деньги в бюджет. С февраля бурно обсуждается порядок проведения этих торгов. Некоторые положения документа действительно производят впечатление «игры в одни ворота».
Как напомнила на недавнем заседании городского совета по предпринимательству и инвестициям Ирина ЛЮБОВА, начальник управления торговли и услуг населению, на начальную цену лота влияют площадь объекта, его назначение (получить место для продажи печатной и канцелярской продукции, к примеру, будет дешевле, чем под торговлю цветами и подарками), а также территориальное расположение павильона – есть традиционная разница в коэффициентах для центра и окраин.
Отдельно подчеркивается, что владельцы существующих ларьков, за исключением очевидных нарушителей, продолжат работать на основании старых договоров. Предприниматели могут обратиться в администрацию округа, чтобы внести свой киоск в новую схему размещения НТО, если его там нет.
«В марте-апреле проводились публичные консультации по проекту правового акта, с аппаратом бизнес-уполномоченного, региональной «ОПОРОЙ РОССИИ» у нас была оживленная переписка, – рассказала Ирина Любова. – Поступили замечания, которые частично учтены. В частности, по предложению «ОПОРЫ РОССИИ» существенно снижен размер базовой ставки для расчета начальной цены аукциона – с пяти до одной тысячи рублей. После долгих баталий, но все же исключен запрет на сдачу павильона в аренду, чего администрация города, конечно же, не хотела. С семи до 30 дней увеличен срок перемещения торгового объекта на компенсационное место».
Помягче стали и условия оплаты полученного места под киоск: 10% финальной суммы победитель аукциона перечисляет в городской бюджет сразу (было 20%), а оставшиеся 90% – в течение каждого года действия договора, начиная со второго года, равными частями с индексацией на величину ключевой ставки Центробанка РФ.
Срок действия договора снижен с 10 до 7 лет, но даже такой горизонт планирования предприниматели считают огромным: слишком быстро меняются и рынок, и нормативная база.
«По двум позициям из девяти нас действительно услышали, но как быть с остальными? – задал вопрос руководитель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей АНТУФЬЕВ (на снимке). – Вы говорите, что снят запрет на сдачу киоска в аренду: я несколько раз прочитал документ, но не нашел, где это написано. Зато указано, что предприниматель «не вправе передавать права и обязанности по договору третьим лицам». Допустим, к нам заходит инвестор, покупает право разместить павильоны, но через три года решает отказаться от этого бизнеса – ну не получает ожидаемой выгоды. Почему он не может это право продать да еще и должен заплатить за выход из договора? Или возьмем обязательство сохранять специализацию НТО на протяжении всех 7 лет. Все ведь меняется! Сегодня кругом закрываются продуктовые магазины местных сетей. Если бы у меня был торговый павильон, скажем, на Обводном канале, с цветами, я, может быть, стал бы торговать в этом микрорайоне хлебом и молоком. И покупатели стояли бы в очередь. А если моим профильным товаром вдруг совсем запретят торговать в павильонах? Предприниматель должен иметь право переформатировать свои торговые точки. Доходность этого рынка и так маленькая».
Администрация города имеет довольно большой список оснований отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. Есть совершенно объективные – нарушение законодательства в части продажи табака и алкоголя, нарушение санитарных норм, неплатежи. Но есть и спорные. Например, если предприниматель в течение шести месяцев со дня заключения договора не приступил к работе: зачастую столько времени занимает получение различных согласований, точек подключения к инженерным сетям.
«Спорных моментов много, а карательные санкции серьезные, – продолжает Сергей Антуфьев. – Если я по какой-то причине должен убрать павильон, но не успеваю это сделать за 30 дней, – штраф 100% от суммы договора. А за такое нарушение, как, например, отсутствие урны, – в первый раз 10% от стоимости договора, во второй – 25%, а после третьего – плати 100% и съезжай! В павильонах часто располагаются кулинарии, точки оказания мелких услуг (ремонт телефонов, обуви и т. д.), однако эти виды деятельности в документ почему-то не включены. Я считаю, что мы должны доработать его вместе. Конфликтных моментов уже гораздо меньше. Ориентировочная цена договоров стала сравнима с суммами, которые мы платим сейчас. Но я говорю не о частных случаях, а о комфортных условиях для инвестора. У него должна быть презумпция невиновности и определенная свобода действий».
Не уверен руководитель региональной «ОПОРЫ РОССИИ» и в том, что владельцы старых договоров могут чувствовать себе абсолютно спокойно.
«Договоры заключались в разных условиях и в разные годы, – рассуждает Сергей Кимович. – На тот момент все было согласовано, в том числе с главным художником города. Но градостроительные и другие нормы меняются, и как правило, в сторону ужесточения. По новым нормам согласования на старые павильоны мы уже много где не получим. В администрацию города пришли новые люди, со своими представлениями о том, что такое эстетичный вид киоска. Нужен договор, скажем на три года, для того, чтобы предприниматели имели возможность привести стоящие павильоны в соответствие с новыми требованиями или спокойно закрыться и уйти».
Компромисс искать придется, потому что логику администрации тоже можно понять: допустим, предприниматель получает место под объект НТО с теми же газетами и водой по пониженным расценкам, а потом меняет ассортимент на более маржинальный. Его коллега, изначально заплативший больше, оказывается в менее выгодном положении, а бюджет теряет деньги.
«Есть аукционные торги с понятными условиями – и точка. Смена утвержденного ассортимента приведет к расторжению договора. На текущий момент ни одного необоснованного требования устранить нарушения или незаконного сноса киоска не было. Все делается не скажу что лояльно, но без ущемления прав владельцев», – уверен директор департамента муниципального имущества Эдуард БОЛТЕНКОВ.
Глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ, послушав обе стороны, сделал вывод, что проект порядка проведения аукционов «надо еще пообсуждать»: «При первом нарушении условий договора, если, конечно, речь не идет о грубом нарушении закона, я считаю, не штраф должен быть, а предупреждение... Вроде бы один документ читаете – видите одно, а Сергей Кимович (Антуфьев. – Прим. ред.) – совсем другое. Читайте, пожалуйста, вместе», – сказал он своим подчиненным в завершение заседания совета по предпринимательству.