ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Нацпроекты в Архангельской области: «Это про людей, а не про цифры...»


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 11.11.2019 14:50:10
Нацпроекты в Архангельской области: «Это про людей, а не про цифры...»

Майский указ президента, реализация национальных проектов, целевые показатели – об этом все чаще доводится слышать от первых лиц области, депутатов, руководителей городских и районных администраций. Не вовлеченный в эту работу человек зачастую воспринимает нацпроекты как спущенные сверху задачки в цифрах, которые органам власти в регионах необходимо решить.


О том, почему такое представление неверно, и о роли бизнеса в этих процессах – наш разговор с заместителем председателя правительства Архангельской области Виктором ИКОННИКОВЫМ

– Виктор Михайлович, может быть, информационное поле так сложилось, что национальные проекты многим представляются неким набором труднодостижимых показателей. Насколько вы согласны с такими оценками?

– Это поверхностный взгляд. Напомню, что мы опираемся на важнейший для страны документ-стратегию – майский указ президента России, в котором отражены девять национальных целей. В рамках достижения этих целей сформированы 12 национальных проектов. Есть еще, скажем так, тринадцатый нацпроект – комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, где обозначены ключевые объекты, которые должны быть построены или реконструированы до 2024 года. Кстати, среди них – наш аэропорт на Соловках.

Действительно, в каждом национальном проекте заданы определенные показатели, которых необходимо достичь к 2024 году, промежуточные показатели по годам: они зафиксированы в соглашениях между регионами и профильными федеральными ведомствами. Без этого никуда, поскольку мы живем в логике проектного управления, а проект подразумевает конкретный результат. 


Есть еще и «тринадцатый нацпроект» 
– комплексный план модернизации
и расширения магистральной
 инфраструктур. 

Однако акценты расставлены по-другому. Возьмем национальный проект БКАД: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – само название нацпроекта указывает на установленные приоритеты. Да, мы должны заменить столько-то километров асфальта, установить на трассах современные цифровые устройства для наблюдения за движением транспорта и так далее. Но есть задачи высшего порядка: снижение аварийности, травматизма и смертности на дорогах. И такие примеры можно привести по каждому из национальных проектов. 

– Некоторые показатели сегодня кажутся недосягаемыми: например, по строительству жилья, приросту малых и средних предприятий. Есть ли уверенность в том, что хватит ресурсов и сил?

– Согласен, задачи очень амбициозные, а сроки сжатые. Будет очень непросто. Однако при существующей динамике все эти показатели являются достижимыми. 

– Есть национальные проекты, результаты которых видны сразу, – например, тот же БКАД: дорогу сдали, процент находящихся в нормативном состоянии трасс тут же подрос. А как оценить, например, эффективность нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»? 

– Одна из ключевых задач данного национального проекта – увеличение доли малого бизнеса в ВВП и в экономике в целом. Другая задача – рост числа занятых в сегменте МСП. По этим показателям мы должны приблизиться к мировому уровню. Ресурсов вкладывается очень много. Если в 2018 году на финансовую поддержку субъектов МСП из федерального бюджета Архангельская область получила чуть более 50 млн рублей, то в 2019 году – почти в 10 раз больше, 465 миллионов рублей. Это существенная прибавка. В частности, более чем на 300 миллионов рублей докапитализирован региональный фонд микрофинансирования, услуги которого являются сверхвостребованными. 


Одна из ключевых задач данного
нацпроекта – увеличение доли
малого бизнеса в ВВП
и в экономике в целом. 


Мы понимаем, что положительный эффект в данном случае будет нелинейным, отложенным. Если сегодня начинающий предприниматель решает воспользоваться какой-то из мер государственной поддержки, результат, который мы ожидаем, конечно, придет позже. Но вложенные ресурсы обязательно «выстрелят», скажем, через год или два-три. 

– Что наиболее актуально для Архангельской области в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт»?

– Понятно, что необходимо выводить наши предприятия, причем не только крупные, на внешние рынки, сделать так, чтобы малый бизнес региона тоже чувствовал себя на них уверенно. Для этого организуются зарубежные поездки в формате бизнес-миссий, обеспечивается участие субъектов МСП Архангельской области в выставках общероссийского и международного масштаба, оказывается методологическая помощь начинающим экспортерам – как правильно оформить документы, найти достойного партнера и т. д.

Наши большие предприятия-экспортеры сегодня успешно конкурируют на мировых рынках благодаря соответствию международным требованиям, которые даже выше, чем внутренний российский стандарт, например в сфере добровольной лесной сертификации. На этих позитивных примерах постепенно, но все же меняется психология регионального бизнеса в целом. Небольшие компании тоже начинают выходить на федеральный, а затем и на международный уровень. Продукция самая разная – от детских кроваток до высоких технологий. 

– Расскажите подробнее, что за направление – экспорт услуг? Почему оно выделено отдельно? 

– Это направление существовало и ранее, но с точки зрения постановки четких задач развития, отличающихся от задач, связанных с традиционным экспортом, проведения конкретных мероприятий, его можно назвать молодым и новым, дискуссионным. Образовательные, туристические, медицинские услуги – во всех этих сферах потенциал Архангельской области, безусловно, велик. Например, по отдельным направлениям в медицине мы значительно опережаем многие другие регионы.


Образовательные, туристические,
медицинские услуги – во всех этих
сферах потенциал Архангельской
области, безусловно, велик.


При этом данное направление – одно из самых сложных. Задача состоит в том, чтобы структурировать процессы, нащупать узкие места. Сейчас происходит изменение спроса на эти услуги, «ядра» уже недостаточно. Иностранному студенту, к примеру, кроме качественного образования, возможности получить хорошую практику, нужен современный кампус, он хочет с интересом проводить время после лекций. Приезжающим на лечение надо где-то с комфортом остановиться. Всем этим тоже нужно заниматься. 

– От предпринимателей часто приходится слышать: «Нам не нужна прямая финансовая поддержка, только не отбирайте заработанное». Они говорят, прежде всего, о стабильности в системе обязательных платежей, снижении дополнительной нагрузки, в частности в виде «северных» льгот для работников. Когда ждать подвижек в решении этих вопросов? 

– На мой взгляд, сегодня государство делает большие шаги в снижении фискальной нагрузки на бизнес, упрощает администрирование обязательных платежей. Один из таких шагов – закрепление статуса самозанятых граждан. Рассматриваются дополнительные меры поддержки МСП, связанные с вхождением в заказы крупных предприятий.

Что касается ведения малого бизнеса на Севере, еще в 2016 году именно губернатор Архангельской области обратился с этой проблемой на уровень главы государства и правительства РФ, и ее решение вошло в федеральную повестку. По нашей инициативе в федеральном проекте «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» появились конкретные мероприятия, которые сейчас отрабатываются. Это стратегический вопрос – залог развития малого бизнеса. 


Одно из обсуждаемых предложений 
состоит в том, чтобы заменить работникам
компенсацию проезда к месту отдыха
и обратно на налоговый вычет.


Да, процесс развивается не так быстро, как хотелось бы, поскольку речь идет о больших суммах выпадающих доходов бюджетов, в том числе бюджетов страховых фондов. Тем не менее одно из обсуждаемых предложений, как вы знаете, состоит в том, чтобы заменить работникам компенсацию проезда к месту отдыха и обратно на налоговый вычет. Это небольшие, но все же подвижки в нужном направлении, снижение нагрузки на работодателей. Мы все живем в рынке: если на крупных предприятиях зарплата формируется с учетом этих надбавок (условно говоря, сварщик получает энное количество рублей), частник будет вынужден подстраиваться под эту планку, иначе к нему на работу никто не пойдет.

– Реализация национального проекта «Цифровая экономика» потребует от регионов огромных финансовых вложений? 

– Это тоже сравнительно новый, молодой блок проектов, хотя уровень цифровизации в России сегодня я считаю в мировых масштабах очень солидным. Нацпроект направлен прежде всего на устранение цифрового неравенства, а финансовое участие регионов, о котором вы спросили, минимально. Архангельская область получит более 1,25 миллиарда рублей из федеральных средств для того, чтобы даже на удаленных территориях протянуть оптоволоконные линии связи. В районах появится широкополосный доступ в интернет. Это позволит, в частности, расширить возможности телемедицины, повысить качество образовательных услуг, а в целом – приблизить село к городу по качеству жизни. Еще раз подчеркну: все национальные проекты увязаны между собой, и во всех во главе угла – благо и интересы человека.

– Региональная Стратегия-2035, которую мы так долго готовили, обсуждали и наконец приняли, коррелируется с задачами, поставленными в национальных проектах? 

– Абсолютно. Причем напомню, что при составлении своей стратегии мы опирались прежде всего на мнения, предложения и пожелания жителей Архангельской области. Приоритеты в ней такие же – человеческий капитал, комфортная среда для жизни, достойные условия для работы.

– Виктор Михайлович, возвращаюсь к вопросам, наиболее близким аудитории нашего издания. Как бы вы резюмировали все вышесказанное для бизнеса? Где находятся точки роста? Какую главную мысль вам бы хотелось донести до предпринимателей? 

– В связи с реализацией национальных проектов объем работы на многих рынках колоссально возрастает – это главное, о чем сегодня надо говорить с бизнесом. Образно говоря, вчера в регионе строилось два детсада, а завтра будет строиться двадцать. Требуются надежные подрядчики. Существует заметный дефицит в нише проектных услуг. Бизнес должен реагировать на эти вызовы. 


IT-сфера начинает серьезно
подниматься. Колоссальные ресурсы
выделяются на «умные» технологии. 


Интересное направление – развитие отечественного программного обеспечения. Это также очень перспективный рынок, на котором бизнесу дается масштабный государственный заказ. IT-сфера начинает серьезно подниматься. Колоссальные ресурсы выделяются на «умные» технологии в дорожном хозяйстве, модернизацию систем ЖКХ. Поставлена задача к 2024 году вдвое нарастить объемы строительства жилья. Мы постараемся рассказать в СМИ о каждом национальном проекте в деталях. 

– Как показывает практика, даже когда есть гарантированные финансовые ресурсы, государственный заказ, основные проблемы возникают из-за несовершенства существующей контрактной системы. На объект заходит тот, кто предлагает меньшую цену, – это главный критерий. А далее – претензии к качеству работ, срыв сроков сдачи, неэффективное расходование бюджетных средств...

– Обращений от регионов по этому поводу действительно много. Однако в 2019 году в контрактной системе России тоже произошли серьезные изменения, в частности по срокам прохождения документов. Объективно – работать становится проще. Я не считаю, что контрактная система сегодня является проблемным моментом для бизнеса, подключившегося к реализации национальных проектов.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Бизнес-класс ТВ

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5