Рита ИЛЬИНА | 10.06.2024 13:13:13
На минувшей неделе, с 5 по 8 июня, состоялось одно из самых крупных деловых событий современной России – XXVII Петербургский международный экономический форум. Для делегации Архангельской области во главе с губернатором Александром ЦЫБУЛЬСКИМ форум стал традиционно продуктивным: заключены новые соглашения, реализуются важные для нашего региона планы и концепции.
С 2005 года Петербургский международный экономический форум проходит под патронатом Президента РФ Владимира ПУТИНА. Как отметил глава государства в своём обращении к участникам мероприятия, ПМЭФ стал отличной площадкой для обсуждения ключевых вопросов российской и глобальной экономики.
В прошлом году в реальном и онлайн-форматах в форуме приняли участие более 17 тысяч представителей 130 стран, и ПМЭФ‑2024 превысит эти показатели.
«Здесь идёт обмен мнениями о путях продвижения международной кооперации, стимулировании научно-технического прогресса и развитии человеческого капитала, эффективном противостоянии вызовам нашего времени, – подчеркнул Владимир Путин. – Всё большая часть мирового сообщества выступает в пользу построения справедливой и демократической системы отношений, опирающейся на принципы подлинного равноправия, учёта законных интересов друг друга, уважения к культурному и цивилизационному многообразию государств и народов. Наша страна открыта для конструктивного диалога и взаимодействия с партнёрами».
По оценкам Александра Цыбульского, ПМЭФ для всех регионов является событием, на котором можно финализировать достигнутые ранее договорённости и обсудить реализацию масштабных проектов. И здесь одна из приоритетных для Поморья сфер – логистическая.
Севморпуть: как «раскатать» маршрут?
Вопросам логистики была посвящена прошедшая 6 июня панельная сессия «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты». Участниками сессии стали советник, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь ЛЕВИТИН, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей ЧЕКУНКОВ, а также представители крупных российских и зарубежных транспортных компаний. Александр Цыбульский выступил на сессии в блоке глав арктических регионов.
Динамичное развитие Севморпути происходит в силу новых геополитических и экономических условий, изменивших логистические цепочки движения и доставки грузов. Как отметил Игорь Левитин, именно от России ждут прорывных технологий в совершенствовании этого международного транспортного коридора. По словам Алексея Чекункова, развитие СМП – самая сложная и важная задача в современной российской экономике.
«Да, СМП – это транспортный коридор мирового значения, но Россия в нём главный, лидирующий игрок. Несколько цифр хочу привести. В следующие 11 лет планируется провоз по Северному морскому пути 1,8 миллиарда тонн грузов общей стоимостью 111 триллионов рублей. Это рекорд, о котором раньше страшно было даже подумать. Это 20 триллионов рублей налоговых поступлений. Обеспечить вывоз грузов – наша общая задача: и органов власти, и бизнеса, и инвесторов. В 2022 году по поручению Президента России принят единый план развития Северного морского пути до 2035 года, где собраны все мероприятия, заключены соглашения с основными грузоотправителями, зафиксированы объёмы, – сообщил министр. – Но надо стремиться к большему. Нужно учиться возить грузы внутри страны по СМП. Необходимо показать всем грузоотправителям, что СМП – это не страшно, предсказуемо, безопасно и, что очень важно, так же по стоимости, как железная дорога».
О ключевых преимуществах и перспективах Архангельского транспортного узла рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. В частности, это близость Архангельска к промышленным центрам страны при надёжном транспортном сообщении; наличие современного оборудования, опытного персонала и цифровых сервисов, контейнерного терминала и др.
«Севморпуть – основная транспортная артерия, которая в перспективе 30-40 лет перевернёт мировую торговлю и мировую логистику. Здесь очень важно, чтобы мы были готовы к этому по всем направлениям. Нет никаких сомнений в строительстве атомного ледокольного флота, судов обеспечения безопасности по трассе СМП – эти процессы уже идут по поручению президента, и к 2030 году точно будет результат. Сейчас очень важно, чтобы к выполнению новых масштабных задач была готова и береговая инфраструктура. В этом контексте мы работаем над развитием Архангельского транспортного узла», – пояснил глава региона.
Существующие глубины Архангельского порта позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 метра дедвейтом до 35 тысяч тонн. Со строительством глубоководного района порта есть возможность нарастить и эти показатели, и объёмы перевалки грузов.
«Исходя из наших условий – природных, глубинных, наш порт круглогодичный, но замерзающий – мы сможем обеспечить грузовую базу порядка 50 миллионов тонн», – уточнил глава региона.
Свою заинтересованность в скорейшей реализации принятых на федеральном уровне решений по Архангельскому транспортному узлу выражают ключевые компании – в частности, именно об этом на панельной сессии заявил представитель Росатома Владимир ПАНОВ.
«Мы видим порт Архангельск самым перспективным»
Значительная часть мероприятий ПМЭФ‑2024 была посвящена развитию международных связей. Напомним, что в мае делегация Архангельской области посетила КНР, и одной из ключевых точек этого визита стал морской порт в китайском городе Далянь. А на днях гости приезжали с ответным визитом в Архангельский морской торговый порт.
«Сейчас в порту Даляня перевалка груза составляет 386 миллионов тонн, а к 2030 году будет 450 миллионов тонн. Часть этого грузооборота может транзитом идти через нас. При этом в три раза быстрее доставить груз сегодня становится принципиальным. А нам очень важно для этого обеспечить конкурентные условия, а значит, снять издержки с бизнеса, касающиеся ледокольных работ, – считает губернатор. – По-другому рынки не завоёвывались никогда, нет другой схемы. Надо сначала создать более выгодные условия, только после этого мы получим эффект. А для этого нужно, что называется, «раскатать» маршрут».
Это касается и экспорта товаров из нашего региона, в частности в Китай, и привлечения в наш порт китайских логистических компаний.
Сегодня в Архангельской области формируется около 3 млн тонн экспортного груза – в основном это лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности.
Как напомнил Александр Цыбульский, порт Архангельск является одной из основных отправных точек для субсидируемых каботажных перевозок между морскими портами Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока России. Повышенный интерес к таким рейсам проявляют, в том числе, экспортёры, у которых конечной точкой доставки продукции является Китай. Они могут по льготным тарифам доставить груз в порты Владивостока, Сахалина или Находки по СМП, минуя загруженный Восточный полигон железных дорог, и далее перегрузить товары на морские суда в направлении КНР. И отечественные экспортёры готовы использовать именно Архангельский порт при условии долгосрочного планового заказа.
Как отметил на пленарной сессии генеральный директор Китайской транспортно-экспедиционной компании Кэ Цзинь, эта компания уже пользуется Севморпутём и успела оценить его преимущества.
«В прошлом году по арктическому маршруту мы осуществили восемь рейсов, в том числе в Архангельск. Показали всем, что это реально, – сообщил Кэ Цзинь. – Сегодня мы видим порт Архангельск самым перспективным. Это выгодная логистика, которая позволит сократить транзитный срок и сделать 3-4 рейса за навигацию, это идеальное место расположения и стабильная база перевалки продукции лесного комплекса».
Большие планы на порт Архангельск и у NewNew Shipping Line – их на другой площадке форума подтвердила председатель компании Фан Юсинь.
На 2024 год запланировано 12 рейсов из портов КНР в Архангельск. Перевозки будут экспортно-импортными, с загрузкой от 500 до 700 контейнеров на каждый рейс.
В рамках ПМЭФ‑2024 Александр Цыбульский также встретился с губернатором Народного правительства провинции Ляонин Ли Лэчен и принял участие в бизнес-диалоге «Россия – Китай». Речь шла не только о возможностях порта и наращивании двустороннего торгового оборота, но и о сотрудничестве в сферах науки и образования, культуры и туризма.
Миссия эпохи
Одним из центральных мероприятий 7 июня стала сессия «Арктический план. Международный аспект», где получили продолжение тема развития Севморпути и человека в Арктике. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков коснулся ключевых проектов, сильных сторон всех арктических регионов, и, говоря об Архангельской области, назвал деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, добычу алмазов, судостроение и судоремонт, отдельно остановился на роли Севмаша.
«Севмаш – знаменитое, невероятное предприятие. Увидеть с одной точки обзора, как одновременно строятся шесть атомных подводных лодок, оценить масштаб – это потрясающее впечатление. Нигде в мире даже близко нет такой компетенции, – подчеркнул Алексей Чекунков. – Но я был хотел сказать об ещё одной ключевой задаче – создании достойных условий жизни людей, от которых зависит развитие Севера. На этих территориях живёт 2,5 миллиона человек. Недавно как раз в разговоре с гендиректором Севмаша Михаилом Будниченко я услышал от него одну важную мысль: для того, чтобы люди были готовы жить и трудиться в непростых северных условиях, нужны «три Д»: дом (доступное жильё), достаток (достойная зарплата) и интересный досуг. Именно для этого сейчас разрабатываются мастер-планы развития опорных пунктов арктических агломераций», – напомнил Алексей Олегович.
Своими видением арктической повестки на сессии поделился Александр Цыбульский.
«Неоднократно говорилось, что президент поставил перед нами амбициозные задачи по развитию Севморпути. Я очень редко позволяю себе спорить с руководством, но в данном случае считаю, что глава государства нас сильно пожалел, поставив такую щадящую цель – увеличить объём грузооборота по Севморпути до 200 млн тонн к 2030 году. Например, по плану наших соседей – Китайской Народной Республики – один порт будет увеличивать свой грузооборот в ближайшие 10 лет на примерно тот же объём. Развитие Севморпути – это миссия эпохи. Нужно стремиться существенно перевыполнить план, ускоряя темпы, чтобы не потерять главное – курс», – подчеркнул Александр Витальевич.
Особое внимание он обратил на развитие береговой инфраструктуры, которая не должна стать «бутылочным горлышком» в условиях повышения грузооборота по Севморпути.
«Для этого нужно развивать порты, – уточнил глава Поморья. – Архангельск является очень интересной точкой для входа в Российскую Федерацию. Мне очень понравилось, как председатель китайской логистической компании NewNew Shipping Line госпожа Юсинь Фан назвала путь из Шанхая в Архангельск «экспресс № 1»: это действительно самый короткий морской путь из Китая в Европейскую часть России».
Поморье - в пятёрке регионов-лидеров
На полях ПМЭФ подвели итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив за 2023 год. Архангельская область вошла в пятёрку регионов-лидеров по динамике инвестиционной привлекательности.
«Благодарю Минэкономразвития РФ, АСИ, экспертов – за высокую оценку нашей работы, своих коллег и, конечно, бизнес-сообщество Архангельской области – за совместный труд. Статус одного из самых быстрорастущих регионов – наш общий результат. Его цена удваивается с учётом непростой внешнеполитической обстановки. Мы смогли и на достигнутом точно не остановимся», – отметил Александр Цыбульский.
Укрепление связей
Дополнительным импульсом для дальнейшего социально-экономического развития региона станут соглашения, подписанные на ПМЭФ‑2024. Одно из них Правительство Архангельской области заключило с АО «ЕВРОСИБ» и ПАО «Сбербанк». Объединение усилий будет направлено на развитие Архангельского порта как важнейшей точки Севморпути.
«Такие масштабные проекты не могут быть реализованы регионом в одиночку. Эта работа требует комплексного подхода, в том числе к формированию финансовой модели. Поэтому этот документ для нас имеет стратегическое значение», – подчеркнул Александр Цыбульский.
Ещё одно важное соглашение подписано с FESCO – одной из крупнейших транспортно-логистических компаний в России.
«Переговоры заняли примерно год, и сегодня коллеги, оценивая растущий инвестпотенциал Архангельской области, и мы, учитывая опыт новых партнёров, документально закрепили наши намерения по реализации инвестпроектов, направленных на развитие транспортно-логистической сферы нашего региона», – пояснил Александр Витальевич.
Соглашение, подписанное с Центральной дирекцией здравоохранения ОАО «РЖД», нацелено на повышение качества оказания медицинской помощи в Архангельской области.
С руководством компании «Россети Северо-Запад» Артёмом ПИДНИКОМ глава региона обсудил вопросы модернизации сетевого комплекса региона. В 2024-2026 годах на программу повышения надёжности электроснабжения в Поморье будет направлено 2,7 млрд рублей.
С АЛРОСА и АГД-ДАЙМОНДС заключено соглашение об укреплении производственных мощностей ведущих горно-обогатительных комбинатов в Архангельской области – имени В. Гриба и имени М. В. Ломоносова.
«Инкрустировали» взаимоотношения с ведущими алмазодобывающими предприятиями: они являются одними из основных налогоплательщиков в областной бюджет и обеспечивают работой свыше четырёх тысяч человек. Рассчитываем на рост производственных показателей и создание ещё большего количества рабочих мест для жителей региона», – сообщил Александр Цыбульский.
С губернатором Санкт-Петербурга Александром БЕГЛОВЫМ утверждён план по дальнейшему развитию партнёрских отношений между Архангельской областью и городом на Неве на ближайшие два года. Подробная «дорожная карта» включает в себя мероприятия по развитию торгово-экономических и промышленных отношений, усилению взаимодействия между представителями бизнеса, в сфере молодёжной политики, информационных технологий. Особое внимание – культуре и туризму. Также Поморье продолжит развивать партнёрские отношения с Вологодской и Псковской областями.
Архангельская область укрепляет и международные связи, в частности с регионами КНР и Республикой Узбекистан. В ближайших планах – значительное увеличение товарооборота между Архангельской областью и этими странами, что даст дополнительный экономический эффект для развития регионa.
На полях ПМЭФ подвели итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив за 2023 год. Архангельская область вошла в пятёрку регионов-лидеров по динамике инвестиционной привлекательности.
«Благодарю Минэкономразвития РФ, АСИ, экспертов – за высокую оценку нашей работы, своих коллег и, конечно, бизнес-сообщество Архангельской области – за совместный труд. Статус одного из самых быстрорастущих регионов – наш общий результат. Его цена удваивается с учётом непростой внешнеполитической обстановки. Мы смогли и на достигнутом точно не остановимся», – отметил Александр Цыбульский.