ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 18 января, 2025 08:53

Музыка заказывает бизнес


Анна БЕЛЯЕВА | 29.10.2010 08:11:43

Половина предпринимателей Архангельской области нарушают законодательство об авторских правах. Они не платят за музыку в кафе, ресторанах, магазинах, спортклубах и автобусах. А должны: по закону владельцам бизнеса  надо иметь договор с организациями, которые соберут с них деньги и «передадут» композиторам и производителям фонограмм. Но во многих случаях «расплата» с авторами наступает только после суда.

Никто не обвинит в слабой гражданской позиции посетителя кафе, который не задумывается, насколько правомерно его трапезу сопровождает музыка. Да и пассажир автобуса разве что возмутится по поводу того, «за какие грехи» он должен слушать «блатняк» (в народе – шансон). Обывателю, наверное, и не придет в голову  поинтересоваться, есть ли у хозяев заведения или транспортного средства договор с организацией, стоящей на страже закона об авторских правах.

О наличии такого документа должен позаботиться сам владелец бизнеса. Это предусматривает ст. 4 Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с января 2008 года. Почему организации избегают этой обязанности, стороны пытались выяснить в ходе расширенного заседания комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов. Которое, кстати, было созвано после многочисленных жалоб предпринимателей в адрес «правозащитников».

Орфею платят не все

Как пояснила представитель общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» в Архангельской области Татьяна ПЬЯНКОВА, под действие нормы ГК РФ попадает почти все, что выходит за рамки «круга семьи и друзей»: учреждения торговли, спорта, досуга и общепита, общественный транспорт, вокзалы, такси и даже «бомбилы». Ответственность несут юридические и физические лица. Так, зафиксировать нарушение и оштрафовать могут даже компанию людей в парке, которые воспроизводят музыку посредством магнитофона и других «музыкальных инструментов».
Нет разницы, что звучит на публике – CD, сборка на компьютере или радиостанция. Поэтому у предпринимателей вызывает недоумение необходимость платить даже за включенное радио – ведь радиостанция уже заплатила авторам, то есть это двойная нагрузка на бизнес. Но у РАО свои аргументы.

«Если вы перевозите пассажиров и предлагаете им послушать музыку, значит, вы являетесь пользователем и должны быть плательщиком авторского вознаграждения. То есть иметь разрешение на публичное воспроизведение», - пояснила Татьяна Пьянкова.
По ее словам, не имеет значения, получает ли предприниматель доход от музыки или нет. Так, кафе немыслимо без музыкального сопровождения. Но насчет доходности музыки в других отраслях мнения разнятся. Одни предприниматели ссылаются на исследования  и говорят, что легкая музыка в магазинах стимулирует к покупкам. Другие утверждают, что звуки из динамиков рассеивают внимание и раздражают. Но позиция РАО однозначна: не можешь платить – откажись от музыкального оформления.

Доля авторов

В регионах сбором податей за исполнение и трансляцию музыкальных произведений занимаются две организации. Смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций на их программы) защищает Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), авторские – Российское авторское общество (РАО). С ними пользователь обязан заключать договоры и выплачивать вознаграждения. Обе организации аккредитованы для этих целей государством.

Как пояснила Татьяна Пьянкова, РАО действует от имени неопределенного круга лиц. То есть под его крылом все авторы. Если кто-то не желает пользоваться услугами РАО, он обязан написать заявление в адрес общества, и его произведения исключат из реестра.
Закон не запрещает создание других подобных организаций, однако они могут действовать только от имени своих членов и получают вознаграждения через РАО. А права зарубежных авторов может защищать только Российское авторское общество.
У каждого автора в РАО есть свой лицевой счет. Если на нем собирается сумма более 2,5 тысяч рублей, деньги перечисляются непосредственно автору. В Архангельске этим не занимаются: распределение средств идет через головной филиал в Санкт-Петербурге. По данным РАО, в пользу авторов идет 70% сборов, остальное - на функционирование самой организации.

Нарушители авторских и смежных прав выявляются просто. Бизнесмен может сразу получить уведомление от «правозащитников» о том, что ему надо заключить договор. В другом случае незаконное проигрывание или исполнение музыки, как правило, фиксируется на видео. Затем, по словам представителя общества по коллективному управлению смежными правами ВОИС Андрея КОЗЛЯКОВА, начинается диалог с владельцем бизнеса. И только если пользователь не идет на контакт, организация обращается в прокуратуру.
Штраф на самых устойчивых нарушителей налагается через суд. Сумма, как правило, серьезно превышает размер ежемесячной платы по договору: по словам Татьяны Пьянковой, после суда одна песня  не может «стоить» дешевле 20 тысяч рублей.
Судебные тяжбы в Архангельской области по поводу авторских прав не редкость. «Нарушители» идут до последнего, утверждает представитель РАО. Например, кинотеатр «Русь» выдержал уже четыре суда. То есть отсутствием договоров «грешат» не только малые, но и крупные предприниматели. Например, по словам Пьянковой, никак не идет на контакт руководство клуба «Колесо».
«Меня удивляет подобное отношение к закону, - говорит Татьяна Пьянкова. – Видимо, у нас, россиян, менталитет такой и особое отношение к интеллектуальной собственности».
Примечательно, подчеркивает Пьянкова, что на нарушения идут и органы власти. В 2008 году архангельский фотограф отсудил у областного комитета по международным связям и развитию туризма крупную сумму за незаконную публикацию его фотографий в буклете. Это был первый в регионе случай, когда автор сам пошел в суд защищать свои права.

Остановите музыку?

У бизнеса многие позиции законодательства о защите авторских и смежных прав вызывают недоумение. Речь не идет об абсурдных примерах. Например, когда РАО подает в суд на группу Deep Purple и требует с нее деньги за использование на концерте музыки той же Deep Purple (суд поддержал иск). Или когда пытается взыскать с концертной площадки деньги в пользу Александра РОЗЕНБАУМА, который исполнял на ней свои же песни.
Здесь, по мнению экспертов, налицо юридический казус: в соответствии с законодательством организатор концерта должен поделиться деньгами с РАО, а оно, в свою очередь, передаст часть вознаграждения автору-исполнителю. Не исключено, что организаторы концертов и в Архангельске сталкиваются с подобными «изысками» российского законодательства, которое нередко грешит потерей здравого смысла.

Похоже выглядит ситуация с кинотеатрами. Интересен пример Екатеринбурга: кинотеатры города не заключили с РАО договоры на уплату вознаграждений за музыку в фильмах «Аватар», «Черная молния» и других, ссылаясь на то, что договор с правообладателем включает разрешение на прокат и картинки, и музыки. На сторону кинопрокатчиков в этом споре встала прокуратура, слово – за судом.
Вообще, предпринимателей смущает не только позиция РАО, но и, например, размеры ставок вознаграждения, которые пересматриваются раз в год. Они варьируются в зависимости от региона (для Архангельска к ним применяется коэффициент 0,7), «величины» бизнеса (площадь, число посадочных мест), его специализации (дискотека, Интернет-клуб, ресторан и т.д.). К базовым ставкам применяются и другие коэффициенты: сетевые, сезонные, стимулирующие. Одни должны платить фиксированные суммы, другие - делиться процентами с выручки.

По ставкам 2010 года владелец боулинга, например, платит в месяц по 1000 рублей за дорожку, 500 - за бильярдный стол. Больше развлечений – больше плата. Сбор с «озвученной» торговой точки менее 101 кв. м составляет 500 рублей в месяц.
Для бизнеса, особенно малого, такая плата довольно обременительна, говорит предприниматель из Северодвинска, владелец сети предприятий общепита Алексей КУВАКИН.
«Сбор с одной точки составляет порядка четырех тысяч рублей в месяц. Для небольшой фирмы это ощутимая нагрузка», - говорит Кувакин и не соглашается с подоходом представителей РАО, суть которого в том, что если у человека нет денег, то он не купит колбасу за 500 рублей, а возьмет за 100.
«Мы говорим о комфортных условиях для ведения бизнеса», - подчеркивает предприниматель.

Еще один фактор дискомфорта состоит в том, что владельцы заведений должны представлять в РАО списки прозвучавших у них произведений. Нет проблем, если в магазине или кафе играет радио или музканал. Владельцы теле- и радиостанций, поясняет Татьяна Пьянкова, сами представляют плей-листы, надо только указать время звучания и название радиостанции или телеканала. Если же речь идет о музыке с дисков или компьютера, то надо записывать каждое произведение, исполнителя, автора. «Да для этого надо отдельного сотрудника нанимать!» – возмущаются предприниматели. Поэтому многие, признаются бизнесмены, пишут списки «наобум».
Наконец, до последнего времени не было ясности, кому, какой организации надо платить за авторские права. В Архангельской области были случаи, когда к предпринимателю приходили «двое парней с милиционером», показывали ксерокопию, которая должна была свидетельствовать об их принадлежности к РАО, и заявляли – плати. При том, что количество инспекторов общества в регионе можно пересчитать по пальцам.
С другой стороны, необходимость платить только РАО также не устраивает бизнес. Предприниматели рассматривают это как монополию. Если бы и другие организации могли получать аккредитацию, то вопрос о прозрачности и обоснованности ставок РАО, а также о том, куда уходят собранные деньги, не стоял бы так остро. «У нас должно быть право выбора», - резюмирует Алексей Кувакин.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей