Андрей Сахаров | 05.12.2014 07:45:06
В Приморском районе продолжается строительство частного крематория близ поселка Рикасиха — его планируется запустить уже к концу года. Между тем мэрия Архангельска тоже собирается построить крематорий — в районе городского кладбища «Валдушки». Забытый когда-то проект получил новую жизнь после активизации частного инвестора - ЗАО «Память». Время идет, а конкуренты находят все новые аргументы «за» и «против».
Казалось бы, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, когда на совещаниях всевозможного уровня власти чуть ли не требуют от частного сектора активной инвестиционной деятельности, строительство крематория без привлечения бюджетных средств должно восприниматься благожелательно. Но, вопреки этой логике и наперекор мнению регионального правительства, мэрия Архангельска активизировала свои планы по строительству муниципального крематория под деревней Валдушки.
Этот земельный участок был передан Архангельску в бессрочное пользование Приморским районом в 1995 году под расширение местного кладбища с формулировкой: «использовать земельный участок строго по целевому назначению». Планы построить здесь крематорий муниципалитет обозначил в середине прошлого десятилетия, но этот «воз», из-за безденежья, так и не сдвинулся с места. И только новость о частном крематории заставила бюрократические муниципальные колеса вертеться.
Городские власти срочно выжали из бюджета деньги на проектирование и строительство крематория для МУП «Спецтрест по обслуживанию населения», которое содержит муниципальные кладбища. Причем цифры планируемых затрат постоянно меняются. По последним данным, проектная документация до сих пор не готова, а начальник службы заместителя мэра города по городскому хозяйству направил письмо директору чешского производителя кремационного оборудования с просьбой безвозмездно передать Архангельску типовой проект строительства крематория на две печи. Одновременно депутатам городской Думы предложено выделить на последней в этом году сессии 71 млн рублей на строительство крематория в 2015 году. Параллельно всем этим процессам идет словесная война между заинтересованными сторонами.
Директор ЗАО «Память» Игорь МАКСИМОВ, возмущенный непониманием со стороны города, обвиняет мэрию в прессинге частного бизнеса. По его мнению, муниципальный крематорий не будет рентабелен и строится с нарушением градостроительных норм, ведь первоначально этот земельный участок отводился под расширение кладбища.
В свою очередь директор МУП «Спецтрест по обслуживанию населения», депутат гордумы Роман ЗАРИПОВ уверен, что обвинения частного застройщика надуманны и «направлены на установление монополии его организации в оказании услуг по кремации».
«Строительство крематория на территории кладбища под Валдушками само по себе свидетельствует о соблюдении градостроительных норм, поскольку такое строительство должно осуществляться на территории объекта похоронного назначения, которым кладбище и является, – заявил Роман Рашитович «БК». – А вот строительство, осуществляемое Максимовым, попадает под сомнение, поскольку объект возводится на бывших землях сельскохозяйственного назначения, а при их переводе не учитывалось фактическое количество кремационных печей. Кроме того, на этом объекте предусмотрены холодильная камера и колумбарий. А они не могут быть частными в силу действующего на сегодняшний момент законодательства. Все рассуждения о стоимости строительства муниципального крематория и услуг по кремации носят спекулятивный характер и ничем не подкреплены».
Обе стороны апеллируют к прессе, вооружившись пассажем «Вы же понимаете, я прав». Да, мы понимаем, что законодательно вопросы работы частных крематориев не отрегулированы – формально услуги погребения отнесены к ответственности муниципалитетов. Мы понимаем, что, как сообщают федеральные источники, грядут законодательные изменения в этой сфере.
Мы понимаем, что, несмотря на правовые аспекты, частные крематории в стране уже работают и все попытки помешать этому процессу закончились безрезультатно. Время покажет, появится ли новый объект под Рикасихой и будет ли рентабелен его муниципальный конкурент. Ну и, конечно, мы понимаем, что муниципалитет вправе, не обращая внимания на наше мнение и мнение горожан, тратить свой скудный бюджет на альтернативный, второй крематорий. А вот правильно ли это делается – решат надзорные инстанции или суд.