Александр ГРЕВЦОВ | 27.10.2009 01:19:26
Арбитражный суд Архангельской области буквально завален исками от Пенсионного фонда РФ. Нередко ответчиками выступают индивидуальные предприниматели, с которых пенсионный фонд требует уплаты штрафов за непредставленную отчётность по итогам 2008 года. Иски к предпринимателям абсолютно идентичны, как, впрочем, и решения суда: «отказать».
По мнению специалистов фонда, все индивидуальные предприниматели в срок до 1 марта должны представлять отчётность о произведённых в предыдущем году пенсионных выплатах. Логика карательных действий сотрудников фонда проста: поскольку предприниматели не представили в пенсионный фонд отчёт о произведённых в 2008 году выплатах до 1 марта 2009 года, то их необходимо наказать. Сумма штрафа – 10% от причитающихся платежей или 386 рублей 40 копеек.
Кому это надо?
Возможно, что в пенсионном фонде не делают различия между индивидуальными предпринимателями, работающими в одиночку, и теми, кто принимает на работу наёмных работников. Первые, как известно, перечисляют в пенсионный фонд фиксированные платёжи, вторые, являясь работодателями, переводят в фонд 8 и 6% от суммы заработка сотрудника на страховую и накопительную части пенсии.
Карательное рвение сотрудников пенсионного фонда можно объяснить только одним – желанием пополнить бюджет. Однако с точки зрения закона такие попытки совершенно необъяснимы.
Во-первых, предприниматели, работающие в одиночку и не принимающие сотрудников на работу, не обязаны представлять ежегодную отчётность в пенсионный фонд.
Во-вторых, уже сложившаяся судебная практика показывает бесперспективность карательной работы «пенсионников»: арбитражный суд издаёт отказные определения, что называется, «пачками». В-третьих, неправомерность требований фонда подтверждена даже решением Высшего арбитражного суда.
Долгая дорога к штрафу
Процедура привлечения предпринимателей к ответственности выглядит следующим образом. Сначала специалист фонда обнаруживает «нарушение» (предприниматель не представил отчётность), составляет акт, который направляет «провинившемуся». Если он в ответ промолчал, то его официально «приговаривают» к штрафу.
Многие бизнесмены, не желая связываться с таким гигантом, как Пенсионный фонд РФ, готовы заплатить, лишь бы лишний раз их не дёргали. Наиболее принципиальные платить отказываются и ожидают судебного решения. Сегодня пенсионным фондом только в Архангельской области поданы тысячи исков к предпринимателям, они написаны «под копирку», меняются лишь имена индивидуальных предпринимателей.
В управлениях пенсионного фонда, видимо, ожидают, что арбитражный суд встанет на их сторону и обяжет предпринимателей платить штрафы. Однако сложившаяся практика совершенно противоположна: обычный результат рассмотрения исков по существу заключается в словах «в удовлетворении заявленных требований отказать».
Дело в том, что «пенсионники» путают два типа предпринимателей: тех, кто работает в одиночку, с теми, кто принимает на работу сотрудников или заключает гражданско-правовые договоры, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы. Действующий федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учёте устанавливает исчерпывающий перечень сведений и случаев, когда лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны представлять в пенсионный фонд отчётность о произведённых выплатах. И в этом списке не предусмотрена обязанность представлять отчётность «по итогам года».
Ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя. Однако индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» лишь в том случае, если он осуществляет приём на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.
Подавляющее большинство предпринимателей, которых управления пенсионного фонда привлекают к ответственности, страхователями не являются, трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера не заключают, а потому не могут относиться к категории страхователей. И ни о каких штрафах речи идти не может.
Бюджетные траты
Лично для меня до сих остаётся непонятной позиция пенсионного фонда. Почему специалисты фонда, зная сложившуюся судебную практику, продолжают настойчиво подавать в Арбитражный суд Архангельской области иски о наложении штрафов на индивидуальных предпринимателей? О бесперспективности таких дел говорит даже отношение самого арбитражного суда к подобным искам: на рассмотрение дела, на уход в совещательную комнату, вынесение и объявление решения судьёй отводится всего 10 минут. Судьи прекрасно изучили объективную сторону дела и выносят решения, что называется, по накатанной.
Сегодня Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ, премьер Владимир ПУТИН неустанно говорят о повышении эффективности работы государственных органов и внебюджетных фондов. Но создаётся впечатление, что Пенсионный фонд РФ живёт по своим одному ему понятным правилам. Выявление «правонарушений», составление актов и решений о привлечении к ответственности, прочая досудебная работа требует колоссальных финансовых затрат. Только на почтовые услуги управления пенсионного фонда тратят сотни тысяч рублей, не считая затраченного времени дорогостоящих специалистов-юристов, занимающихся подготовкой исков в арбитражные суды. Затем сотни тысяч рублей на те же почтовые услуги вынужден расходовать арбитражный суд, а сколько дорогостоящего времени судей тратится на рассмотрение таких «шаблонных» дел – подсчёту не подаётся.
Впрочем, и предприниматели могут внести свою лепту в рациональное использование средств Пенсионного фонда РФ. Нужно активно заключать договоры на оказание юридических услуг с профессиональными юристами, а затем после вынесения решения в свою пользу требовать компенсации расходов, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде, с пенсионного фонда. Может быть, тогда в пенсионном фонде пересмотрят свою исковую работу.
Читать другие статьи автора - http://alexander.grevtsov.ru/