Денис БУГАЕВ, руководитель Архангельского УФАС. Фото:Алексей Липницкий | 12.04.2013 08:44:17
Как часто мы говорим об ущемлении наших прав, интересов, гневно обличаем «проклятых монополистов», заявляем о нарушении закона, о преступном бездействии контролирующих органов и «коррумпированных бюрократах». Но когда дело доходит до фактического подтверждения своих, нередко справедливых, обвинений, число поборников правды зачастую нисходит к нулю. Разберемся на конкретном примере — почему так происходит?
Помните, что писали классики советской сатиры в «Золотом теленке»? «Попрошу свидетелей указать фамилии и адреса. (…) На самом же деле при слове «свидетели» все правдолюбцы как-то поскучнели, глупо засуетились и стали пятиться». Порой возникает тягостное впечатление, что с момента написания этих строк мало что изменилось...
Далеко за примером ходить не нужно: в конце декабря 2012 – начале января 2013 гг. в Архангельское УФАС России стала поступать информация об увеличении архангельскими таксистами цены за проезд со 100 до 130-150 рублей. Стоит отметить, что источниками этих сведений стали: телефонный звонок одного из депутатов облсобрания; статья ИА RUSNORD «Новый год начался уже в среду»; запрос одной из газет с просьбой ответить на коллективный вопрос читателей относительно сговора таксистов о повышении тарифов; обращение анонимного пользователя по электронной почте.
Ни один из источников не содержал каких-либо сведений о правонарушителях, кроме указания на то, что это архангельские таксисты. Направленная анониму просьба указать на лица, допустившие одномоментное увеличение цены на услугу такси, а также представить подтверждающие факт оплаты документы, осталась без внимания. Как говорится, а в ответ тишина.
Но только в сказке можно пойти туда – не знаю куда, найти того – не знаю кого. По данным агентства по транспорту Архангельской области, на территории областного центра официально осуществляют перевозки пассажиров и багажа легковым такси 316 хозяйствующих субъектов. Кроме того, существует 19 диспетчерских пунктов, оказывающих указанные услуги (причем по пяти из них у агентства отсутствует информация о месторасположении, известен только номер телефона). А сколько действует в Архангельске нелегальных таксистов? Вопрос риторический.
Так как же найти таксистов-нарушителей? Имел ли место сговор общегородского масштаба?
Согласно полученным ответам от Ассоциации таксомоторного транспорта Архангельска и служб такси, входящих в объединение, тарифы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси по городу не менялись и составляли 100 рублей. Значит, двойные тарифы в праздники горожанам приснились?
Конечно, вряд ли существует подписанный архангельскими таксистами письменный документ, в котором они установили поднять цены в новогодние праздники. Точно так же вызывает сомнение и существование видеозаписи, фиксирующей процесс сговора.
И вновь мы приходим к тому, что единственно возможным способом для выявления нарушения, своеобразным первичным импульсом выступает жалоба заявителя, содержащая документальное подтверждение оказания услуги и факт ее оплаты по завышенному тарифу, а также указание на конкретное лицо, допустившее, по мнению заявителя, нарушение закона.
Идеальной представляется следующая ситуация. В антимонопольный орган приходит письменное заявление, в котором указывается: «службы такси «А» (адрес), «Б» (адрес), «В» (адрес) и т.д. одномоментно повысили стоимость услуги на определенную сумму (подтверждающие данный факт документы/материалы прилагаются)». И все, больше ничего Архангельскому УФАС России, как и восьмидесяти двум остальным территориальным управлениям ведомства, не требуется.
У многих граждан часто возникает вопрос: «А для чего нужно писать заявление?». Мол, мы вам сообщили о нарушении, а дальше сами должны разобраться. Действительно, в некоторых случаях можно обойтись без составленного по правилам, предусмотренным административным регламентом ФАС, обращения. Так, Закон о защите конкуренции перечисляет в качестве оснований для проведения антимонопольным органом внеплановой проверки не только заявление, но и сообщение физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Данным правом и обязанностью антимонопольщики никогда не пренебрегают и делают все возможное для проверки поступающей информации. Но выявить факт нарушения возможно, только если известен нарушитель (или его можно установить), а также если имеется документальное подтверждение оказания услуги и ее оплаты в повышенном размере.
Но одно дело, когда на соответствующем товарном рынке действует небольшое количество организаций. В этом случае контролирующий орган может сам установить лицо/лиц, в отношении которых поступил сигнал о возможном правонарушении. А если количество таких субъектов переваливает за несколько сотен?
Итак, что может являться документальным подтверждением, т.е. надлежащим доказательством?
Подпунктом «д» пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» №54-ФЗ в обязательном порядке организациями и предпринимателями должна использоваться контрольно-кассовая техника (ККТ). Возможно осуществлять расчеты и без применения ККТ, но при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Таким образом, в такси вам обязаны выдавать бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2009 №359, или кассовый чек.
Вы видели в Архангельске хотя бы одно такси, оборудованное таксометром или кассовым аппаратом? Хоть раз таксист выдавал вам какой-нибудь бланк? Мне – нет. А вы требовали чек? Увы, в такой ситуации доказательством увеличения платы за проезд в такси может служить разве что смс-сообщение от диспетчерской службы с указанием тарифа.
Существует еще один способ установления нарушения – когда нарушитель добровольно заявил в антимонопольный орган о совершении недопустимых согласованных действий, что, согласно примечанию к статье 14.32 КоАП РФ, при определенных условиях освобождает от административной ответственности, т.е. от выплаты весьма крупного штрафа. Таких признаний в управление пока не поступало.
Вывод очевиден – в рассматриваемом случае заявление о нарушении крайне необходимо. С новогодних праздников прошло уже более трех месяцев, тем не менее ни одного заявления в антимонопольный орган по факту одновременного повышения цены на услуги такси так и не поступило.
Помните – не за горами встреча 2014 года. Вместе с тем, учитывая трехлетний срок давности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, можно говорить, что время для обращения еще есть.