Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 13.09.2009 11:00:00
Северодвинское отделение «ОПОРЫ РОССИИ» обратилось к мэру Северодвинска, в прокуратуру и комиссию по ликвидации административных барьеров с просьбой проверить законность включения городских площадей в перечень объектов, не подлежащих приватизации. По мнению предпринимателей, арендаторов ограничили в праве льготного выкупа помещений.
Право льготной приватизации муниципального имущества малому и среднему бизнесу предоставил Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества...» ( № 159-ФЗ). С 1 января 2009 года до 1 июля 2010 года добросовестные арендаторы имеют право на внеконкурсную приватизацию объектов недвижимости, то есть право выкупа до 2,5 тысячи кв м, причем с рассрочкой до пяти лет.
Однако закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (№ 209 -ФЗ) предусматривает формирование особого перечня объектов, не подлежащих приватизации. Таким образом, муниципалитет определяет — что продавать, а что сдавать в аренду...
Председатель Северодвинского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Олег ПОПОВ (на снимке):
- В Северодвинске в «Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», который утвержден 25 июня 2009 года, включены практически все помещения муниципальной собственности, арендуемые малым и средним бизнесом (302 объекта общей площадью около 63 тысяч кв. м). То есть путем включения этих помещений в перечень все арендаторы были лишены права льготного приобретения имущества, предусмотренного Федеральным законом № 159-ФЗ.
Перечень составлен по неизвестным критериям, что противоречит п.4.1. статьи 18 Закона «О развитии…», в котором говорится что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными. Но «порядок…» на момент принятия перечня не принят и даже сегодня не готовится.
Федеральное законодательство, которое предусматривает возможность выкупа помещений на льготной основе, направлено на оказание адресной государственной поддержки бизнеса, развитие в нашей стране малого предпринимательства. Эта цель определена Президентом РФ и постоянно декларируется на всех уровнях власти.
Суть преференции состоит в том, чтобы позволить небольшим компаниям и фирмам выкупить арендуемое в течение многих лет государственное или муниципальное имущество в собственность и тем самым сохранить свой бизнес.
Действия же администрации Северодвинска не соответствуют целям поддержки малого бизнеса и воле федерального законодателя.
Так, согласно ст. 15,18 Федерального закона № 209-ФЗ оказание имущественной поддержки бизнесу должно проводиться в соответствии с программами развития бизнеса и выражаться, прежде всего, в создании бизнес-инкубаторов, технопарков, центров и агентств по поддержке предпринимателей, палат ремесел.
Согласно норме ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего бизнеса, в том числе для формирования и развития инфраструктуры его поддержки.
Однако почти все объекты муниципального недвижимого имущества, включенные в перечень, уже длительное время арендуются для коммерческого использования, программа размещения в них структур для развития предпринимательства или инфраструктуры его поддержки в настоящее время отсутствует. В программе поддержки МСП отсутствует раздел «имущественная поддержка». Перечень МСП, получающих имущественную поддержку, не сформирован, никто и не занимался его созданием.
В ответах на заявления предпринимателей городская администрация до июля 2009 г. ссылалась на несоответствие предпринимателей критерию добросовестности, а с июля 2009 года - на включение имущества в «Перечень….».
Ещё до принятия перечня около 70 предпринимателей обратились в мэрию города с просьбой приватизировать арендуемое имущество. И получили отказы по причине принятия перечня. Это незаконно, т.к. право предпринимателя было заявлено, но не реализовано.
В результате ни один предприниматель в городе на настоящий момент не сумел реализовать своё право по 159-ФЗ, что может говорить о наличии административного барьера для развития предпринимательства.
В соответствии с 209-ФЗ должны быть созданы реестры субъектов МСП – получателей поддержки. Такого реестра на сегодняшний день нет. Городская администрация не обращалась с предложением о написании таких заявлений к предпринимателям, арендующим муниципальное имущество. А заявительный порядок является основным принципом поддержки субъектов МСП (ст.14 209-ФЗ).
Реестр же как раз и нужен для разумного формирования перечня. Не принят порядок процедуры выкупа муниципальной собственности субъектами МСП.
Т.е., по логике вещей, при работе с 209-ФЗ необходимо сначала подготовить реестр поддержки, инфраструктуру поддержки, порядок выкупа и входа и выхода из перечня, а лишь затем сформировать сам перечень. Чего сделано не было. А делаться будет, видимо, в обратном порядке.
В мэрии еще в августе подготовлено некое «положение по входу и выходу из «Перечня…», но даже коллегиальному органу МСП – Совету по малому и среднему предпринимательству Северодвинска - его отказываются дать для обсуждения. Т.е нарушаются права предпринимателей по 209-ФЗ ст.6.3.3.
Кроме того, предпринимается очередная попытка обойти Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», предусматривающий приватизацию до 1 января 2012 года муниципальной собственности, которая не предназначена для исполнения целей и задач местного самоуправления. Иными словами - попытка сохранить административный контроль над имуществом, имеющим коммерческое назначение, а следовательно, и возможную коррупционную составляющую этого контроля.