Пресс-служба Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации | 13.09.2019 16:06:12
Такой совет архангельским бизнесменам от представителей регионального подразделения Банка России прозвучал на круглом столе «Блокировка счетов у предпринимателей: как избежать и что делать», организованном уполномоченным при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей.
Сотрудники Отделения по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России поделились с представителями малого и среднего бизнеса примерами исполнения закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В частности, предпринимателям рассказали о причинах, по которым банки отказывают в проведении операций и заключении договоров банковского счета (вклада), а также о том, что делать, если блокировка произошла.
Согласно статистике обращений в Банк России, представители бизнеса часто связывают отключение дистанционного банковского обслуживания (ДБО) с применением касающегося ПОД/ФТ законодательства. Примерно в половине случаев это неверно, отмечают в ЦБ.
Отключение от ДБО – это не отказ от проведения операции, а ограничение способа ее совершения. Иногда оно может быть связано с появлением подозрений, что с помощью системы банк-клиент совершаются недобросовестные действия или же операции осуществляют не реальные держатели счета, а «иные лица». Решить связанные с отказами вопросы предприниматели могут, лично обратившись в отделение банка.
Как отмечают в архангельском подразделении Банка России, если кредитная организация не запросила документы, но операция не проведена (или договор банковского счета не заключен), клиенту надо самому обратиться в банк за уточнением причин (может быть представлен неполный комплект документов или есть неточности при оформлении платежа).
Если же банк сослался на «антиотмывочное» законодательство, необходимо предоставить подтверждающие законный характер и экономический смысл операции документы. Сделать это нужно в полном объеме и в указанный срок. Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Предпринимателям следует понимать, что невнимательность и сокрытие информации в данных вопросах может обойтись дорого.
Лишь в том случае, когда банк ответит, что основания для отказа в проведении операции устранить невозможно, предприниматель вправе апеллировать к межведомственной комиссии (МВК) при Банке России.
Методические рекомендации «ПОД/ФТ и реабилитация клиентов: инструкции и практические советы для предпринимателей» находятся в открытом доступе на сайте Банка России. Их подготовила рабочая группа, в состав которой помимо финансового регулятора вошли представители Торгово-промышленной палаты РФ, объединений «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ», Агентства стратегических инициатив. Данные рекомендации направлены на то, чтобы повысить уровень информированности бизнеса о взаимодействии с кредитными организациями, а также о работе соответствующей межведомственной комиссии при Банке России.